Вторник
26.09.2017, 15:57

Вы вошли как
Гость |
Группа "
Заглянувшие"
Приветствуем Вас
Гость | RSS














Дизайн сайта O-l-q-a

.
Главная
  Мой профиль   Выход

Музыкальная шкатулка






Меню сайта

Новости

Информация о сайте

Международное методическое объединение учителей музыки

Карта Созвездия

сайты учителей музыки ММОУМ

Музыкальная гостиная Владимира Синенко

Статьи, разработки, сценарии

Музыкальная шкатулка

Путеводитель по интернету

Практическое руководство

Создание музыки с помощью компьютера

Форум

Фотоальбом

Обратная связь










Категории
раздела


Музыка [47]Видео [118]
Презентации [140]Сценарии, разработки уроков [88]
Методика, планирование [76]Фонограммы песен [15]
Софт [1]Музыкальные сказки [16]
О России петь, что стремиться в храм... [12]Композитор Владимир Синенко [18]
Разработки, песни от автора
Внеклассная работа [24]Материалы для работы с особыми детьми (коррекционное обучение) [5]










Форум





















  • Новые
    комментарии





    К сожалению, пользователям, не участвующим в развитии сайта (материалы, финансовая поддержка), скачивание материалов недоступно.

    Не получается скачать фонограмму. очень нужна... пришлите на электронку пожалуйста kdk.novospasskoe@mail.ru


    Спасибо за оценку.
    Кое-что взято отсюда и для 9 Мая, а вообще у нас была немного другая композиция.











    Главная » Файлы » » Музыка [ Добавить материал ]

    Научно - исследовательская работа "Гусли звонкие рокочут и звенят"
    [ Скачать с сервера () · Скачать удаленно () · Скриншот ] 16.12.2014, 17:42
    Гусли звонкие рокочут и звенят.
    Содержание
    1. Введение___________________________________________ 2
    2. История гуслей ____________________________________ 5
    3. Процесс изготовления гуслей_________________________ 9
    4. Разновидности гуслей _________________________________ 12
    5. Почему христиане уничтожали гусли_____________________13
    6. Гусли - инструмент гармонизации Вселенной______________16
    7. Гусли в современном обществе________________________ 16
    8. Заключение______________________________________ 18
    9. Список использованной литературы_______________________20
    10. Список используемых источников информации ____________ 20


    Картина "Баян" Васнецов В.М.

    Введение.

    Гусли звонкие рокочут и звенят,
    Про веселье чистой трелью говорят.
    Мысли-песни напеваю я струнам,
    Вольный ветер их разносит по полям.
    Гусли-мысли да веселых песен дар
    Дал в наследство мне мой батюшка-гусляр.
    Гусляром быть доля выпала и мне -
    Веять песни по родимой стороне.
    Я иду, накинув бедный мой наряд;
    Гусли звонкие рокочут и звенят!
    Гусли – древнейший музыкальный инструмент. Для людей разных времён, национальностей и вероисповеданий гусли были верным спутником жизни – утешали в скорби, соединяли в радости и удали, укрепляли в бою, вещали о Вечном… В культуре разных народов они обретали неповторимые очертания и становились символом национальной самобытности. На Руси гусли – поистине легендарный музыкальный инструмент, выразитель души нашего народа. «Гусли-мысли», «гусли-самогуды», гусли «с крылом», – немало поэтических образов рождает необычайная красота звучания этого инструмента.
    Летописи и предания, былины, народные сказки и песни свидетельствуют о том, как глубоко укоренены гусли в духовной культуре, быту и обрядовой жизни русского человека. Имена гусляров веками бережно хранились памятью народной, и дошли до наших дней. Это славные богатыри – Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович… Образ гусляра широко воспет на страницах литературных произведений, на живописных полотнах, в музыкальных произведениях. Время сокрыло от нас многое из истории гуслей, оставив потомкам немало вопросов и загадок. Время же продолжает писать далее историю гусельной культуры.
    Актуальность.
    Современному человеку все меньше интересна старина, и все, то, что с ней связано. Это произошло и с гуслями. Постепенно такой прекрасный инструмент как гусли был вытеснен современными: гитара, фортепиано и т.д. Но как можно было забыть гусли! Ведь звучание гуслей придает неповторимый колорит древних времен. Яркий колорит звучания и богатство выразительных возможностей традиционных гуслей привлекают многих исполнителей современной популярной музыки «этностиля». Сколько удивительных открытий ждёт всех, кого коснулась необычайная, неземная, таинственная красота звучания этого инструмента.
    Композиторы и музыканты установили, какую исключительно важную роль в деле развития русской музыкальной культуры играло и играет русское народное творчество, и мы должны изучать его во всех разновидностях, знакомиться с лучшими исполнителями и создателями этого творчества, а также с народными музыкальными инструментами, которые имеют полное право на серьезное внимание к себе.
    Новизна.
    Пробуждается живой практический интерес к уникальным музейным коллекциям гуслей, значительно расширяющих представления об истории бытования этого музыкального инструмента в России и у других народов, живущих на сопредельных с ней территориях. Многие старинные инструменты различных форм и конструкций зазвучали вновь, поражая своим неповторимым тембром «голоса». Обретены и восстановлены десятки уникальных музыкальных инструментов, записаны инструментальные наигрыши, зафиксированы приёмы игры, этнографические обстоятельства бытования гуслей, особенности технологии изготовления инструмента. Эти материалы заложили основу для изучения и освоения традиционных гуслей в их исторической достоверности, как части целостной системы народной культуры.
    В советское время возникла целая плеяда выдающихся виртуозных исполнителей на этом инструменте. Расширение концертного репертуара и возросший уровень исполнительского мастерства постоянно стимулируют процесс развития и усовершенствования инструмента. Гусли «звончатые», появившиеся на концертной эстраде благодаря просветительской деятельности В. В. Андреева – особое яркое явление национальной культуры. Яркий колорит звучания и богатство выразительных возможностей традиционных гуслей привлекают многих исполнителей современной популярной музыки «этностиля». Сколько удивительных открытий ждёт всех, кого коснулась необычайная, неземная, таинственная красота звучания этого инструмента, кто хочет сам играть на нём или кто хочет самостоятельно сделать его. С возрождением Русской Православной Церкви появилось немало талантливых бардов-гусляров, исполняющих под гусли как старинные, так и новые песни духовного содержания. Встречи с ними всегда желанны и оставляют глубокий след в сердце каждого человека.
    Цель: исследовать историю возникновения старинного музыкального инструмента гусли, узнать, как их изготавливают и по возможности изготовить их вместе с братом.
    Задачи:
    1. Узнать историю возникновения русских гуслей.
    2. Исследовать процесс изготовления гуслей.
    3. Изучить литературные и музыкальные произведений, где упоминаются гусли.
    4. Воспитание музыкального и эстетического вкуса.
    5.Формирование чувства патриотизма и гордости за свой народ и свою Родину.
    Предмет исследования:
    старинный музыкальный инструмент гусли и их изготовление.
    Гипотеза: если познакомится с древнейшим музыкальным инструментом гусли, узнать, как их изготавливают, какую роль они играют в развитии культуры народа, как все это повлияет на формирование чувства патриотизма и гордости за свой народ и свою Родину у современного школьника.
    Пути решения:
    1. Найти источники информации о возникновении гуслей;
    2. Познакомится с процессом изготовления гуслей.
    3. Познакомится с разновидностью гуслей.
    4. Выяснить, почему уничтожали гусли.
    5. Выяснить, почему гусли называют инструментом гармонизации Вселенной.
    Методы исследования: изучение литературы, ресурсы Интернет.
    История гуслей
    Гусли — мысли мои, символическое обозначение инструмента. Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст, и место их рождения. Летописи и предания, былины, народные сказки и песни свидетельствуют о том, как глубоко укоренены гусли в духовной культуре, быту и обрядовой жизни русского человека. Имена гусляров веками бережно хранились памятью народной, и дошли до наших дней. Образ гусляра широко воспет на страницах литературных произведений, на живописных полотнах, в музыкальных произведениях. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. Славяне назвали свой инструмент гуслями, потому что для их изготовления первоначально использовалась тетива, которую натягивали на лук. Это тетива тогда называлась «гусла». Отсюда и название инструмента – гусли. По другой версии название гуслей произошло от старославянского глагола «густи», который буквально означал «гудеть на струнах».
    Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели, березы, рябины или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей – «Яровчатые». Орнаменты на деке свидетельствуют о языческих представлениях мастеров. А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми». О древнем происхождении инструмента свидетельствуют письменные и иконографические источники: фрески Софийского собора в Киеве, миниатюры древнерусских летописей, и особенно вещественные доказательства новгородских археологических раскопок XX столетия.
    Гусли — популярнейший музыкальный инструмент русского народа. Первобытные гусли — досковидные с небольшим резонансным ящиком и немногими струнами. Играли сидя. Гусли при игре лежали на коленях у игравшего плашмя или в наклонном положении, иногда на столе перед игравшим. Звуки производились ударами пальцев о струны. Такой тип гуслей получил в народе название «звончатых» от металлических звенящих струн. Название же «яворчатых» или «яровчатых» произошло от материала, из которого делали эти гусли в старину. Это белый клен-явор, белая древесина которого с нежными лучистыми жилками особенно была пригодна для резонансного ящика гуслей. Судя по русским песням, явор часто заменяется яблоней, рябиной, а в XVIII веке — елью. Но старинный термин «гусли яворчатые» или «яровчатые» удерживается.

    Гусли народные были малых размеров: их можно было носить под полою, под мышкой, вешать на стену. Отсюда поговорка: «жена не гусли: поиграв, на стенку не повесишь». В древности такие гусли были в руках наших былинных богатырей — искусных игроков на гуслях. Вспомним Добрыню Никитича, Садко, Соловья Будимировича .. . Ипатьевская летопись сохранила имя народного гудца Ора и имя Галицкого «словутного певца гордого Митуся».
    На звончатых гуслях играл и аккомпанировал своему пению «вещий Боян», талантливый певец-музыкант древней Руси. «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити … тогда пущашеть десять соколов на стадо лебедей: которыя дотечаше, та преди песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, Красному Роману Святославичу… Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещая персты на живые струны въскладаше; они же сами князем славу рокотаху». («Слово о полку Игореве»).
    Слилися речи в шум невнятный;
    Жужжит гостей веселый круг;
    о вдруг раздался глас приятный,
    И звонких гуслей беглый звук.
    Все смолкло, слушают Бояна …
    «Руслан и Людмила»

    « Из темной глубины веков»
    Ольшанский Б. М.
    Народная поэтическая фантазия создала образ знаменитого гусляра Садко, который именно игрою на яровчатых гуслях приводит в восхищение самого морского царя, пустившегося в неистовую пляску, услышав игру Садко. Такова была сила яровчатых гуслей. Игра на гуслях, по словам былины, приводила в движение и стихии:
    «От игры Садко море всколыхалося».
    А Садко, спускаясь к Царю Морскому, …
    «Берет он гусли звончатые
    Со хорошими струны золотыми …»

    «Садко»
    Ольшанский Б. М.

    В домашней жизни удельных князей светские песни и музыкальные инструменты (гусли, сопели, бубны, трубы) встречаются постоянно. Ни один княжеский пир не обходился без гусляра, прославлявшего военные подвиги князя и его дружины. Древние певцы и гусляры силою своего искусства, своими песнями и игрою на гуслях тешили, воспламеняли, заставляли проливать слезы и возбуждали военно-патриотический восторг. Все важные случаи своей жизни — свадьбу, похороны, именины и т. п. предки наши сопровождали музыкой и пением.

    «Боян»
    Фаюстов М.В.
    Народная фантазия переносит гусли в библейские и евангельские повествования. Так, в произведении XII в. “Слово о богаче и Лазаре” рисуется пир богатого человека с гуслями. Библейский Давид всегда изображается играющим на славянских гуслях. Впрочем, нередко Давиду дается в руки инструмент той эпохи, к которой относится изображающая его миниатюра.

    «Давид играет на гуслях перед Саулом»
    Загорский Н.П.
    Таким образом, исторические письменные памятники, а также фольклор единодушно свидетельствуют о популярности гуслей на Руси. Гусли в старинном общественном быту, можно приравнять к современному фортепиано, а в царствование царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича гусли встречались как в руках скоморохов, так и в домах москвичей — богатых и бедных, а также и среди крестьян, в простейшей первобытной форме. При царском дворе и у богатых бояр были свои придворные скоморохи, с соответствующим их положению репертуаром. Так, в 1626 году, во время свадебного праздника царя Михаила, его «тешали и домрачеи, и гусельники». Про царя же Алексея Михайловича известно, что он начал свое царствование жестоким преследованием «потешных зрелищ» и всякой музыкальной игры, а кончил устройством при своем дворе «комедийной хоромины» для театральных представлений при участии музыки.
    Процесс изготовления гуслей
    Изготовлением инструмента занимались сами гусляры. Тогда возникает особое единение человека и инструмента. Кто же не мог сделать инструмент – обращались к «гусельникам» или «гусельщикам», представителям редкого ныне ремесла. Они не только хорошо знали все тонкости изготовления традиционных музыкальных инструментов, но и стремились помочь каждому обрести «свои» гусли.
    Сработать гусли просто: на «корыто» сверху кладется резонаторная доска, и натягиваются струны. Если даже в обыкновенную доску вбить два колка и натянуть струны, то и она будет звучать.
    С чего начать?
    Нам нужен набор инструментов для работы по дереву: топор, полукруглые и прямые стамески, молоток, дрель со сверлами, ножовка, напильник, рубанок, наждачная бумага.
    Дерево (половина бревна или брусок) может быть любое, но лучше — звучащее, то есть клен, сосна, ель, в Сибири — кедр. В этом смысле больше подходят ель или клен. Дерево должно быть высохшее, без трещин, или высушенное. Если оно свежее, то работу надо делать максимально быстро, иначе древесина начнет трескаться. А чтобы дерево не сохло, надо в перерывах в работе над гуслями заворачивать его в целлофан. Оптимальный диаметр бревна — 35—40 см, длина — 1 метр.

    Корпус
    Берем бревно— 35—40 см, длина — 1 метр. По заготовке рисуем контур гуслей, как нами задуман инструмент, и начинаем стамеской выбирать дерево, оставляя по 1 см с боков и по 2,5 см на концах. Ель настолько мягкий материал, что стамеска идет легко и без молотка, хотя этот этап работы требует достаточно времени и терпения. Внутренний объем инструмента играет важную роль. Глубина корыта — от 3 до 8 и более сантиметров. Толщина дна — 1—1,6 см. Ширина в нижней части чуть уже, чем в верхней (фото 1)

    Дно гуслей легко выбирается простой стамеской
    Дека

    Это верхняя часть инструмента, которая наклеивается на «корыто» сверху и влияет на громкость и тембр гуслей. Она делается из еловых дощечек толщиной до 3 мм, склеиваемых между собой по длине, бок о бок.
    Резонатор

    Это круглое отверстие в деке диаметром около 3 см, от которого зависят качественные характеристики звука: матовость или прозрачность, сухость или влажность, глубина. Играя на струнах, берем лист картона либо бумаги, прикрываем резонатор больше или меньше и слушаем. Таким образом, меняя диаметр резонатора, мы увеличиваем или уменьшаем внутренний объем инструмента, подбирая кратный частотный резонанс (фото 8). Где сделать резонатор в деке, определить несложно — приклеив деку, мы начинаем ее простукивать сверху: там, где наиболее низкий, глухой звук, и нужно делать резонатор.
    Колки
    Это стержни, на которые натягиваются струны. Число их зависит от количества струн. На одних гуслях может быть 5 струн, на других — 11, на третьих — 17, все зависит от задач.
    .
    Утицы
    Это дощечки, в которых проделываются отверстия для крепления металлического стержня. К нему крепятся струны. Утицы испытывают огромную нагрузку, поэтому, чтобы их не оторвало струнами, утицы надо крепко приклеивать к деке и для прочности закреплять винтами-саморезами. Площадь приклеивания к деке должна быть достаточно большой. И сами утицы делаются потолще, иначе могут треснуть под нагрузкой (у меня это случалось неоднократно).
    Главная задача утиц (помимо держания струн) — передавать колебания от струн на деку. Их расположение тоже влияет на качество звука — громкость и тембр (фото 12).
    Наши гусли почти уже готовы, осталось только украсить их. Это могут быть какие-то символы или узоры (фото 13).

    Струны
    Для работы с детьми, чтобы слух у них не грубел, нужны не металлические струны, а нейлоновые, да и для детских нежных пальчиков металлические слишком жестки.

    Разновидности гуслей (приложение1)
    Гусли шлемовидные, или «псалтырь», имели шлемовидный клееный корпус из тонких дощечек, обычно еловых. Размеры инструмента — длина 900 мм, ширина 475 мм, высота 110 мм. Количество струн от 11 до 36.
    Большой популярностью в народе пользовались 20-25-струнные гусли. Звукоряд диатонический. Струны на инструменте устанавливали жильные, поэтому звучание было тихое и мягкое.
    Гусли трапециевидные были сконструированы в XVI-XVII веках на основе гуслей звончатых и шлемовидных. По размерам они намного больше — длина 1500 мм, ширина 500 мм, высота 200 мм. Дека сделана из ели и имеет резонаторное круглое отверстие. С наружной стороны деки укреплены две дугообразные планки. В одной закреплены металлические штифты для крепления струн, в другую ввинчиваются металлические колки. Количество струн от 55 до 66. Строй вначале был диатонический. Позднее хроматический.
    Гусли крыловидные (или звончатые) состоят из долбленого или клееного плоского корпуса крыловидной формы, на деке которого натянуты от 4 до 9 металлических струн. Размеры — длина 600 мм, ширина 250 мм, высота обечайки (боковой части) 45 мм. Некоторые образцы XI-XIV веков имели по 9 струн, в XVIII веке уже от 5 до 14 струн, и диапазон от кварты до двух октав. Строй их был диатонический, обычно мажорного лада, а низкие звуки образовывали квинтовый бурдон по отношению к основному звукоряду.
    Со временем на смену музыкальным произведениям былинно-распевного характера приходит песенный фольклор, который вызвал появление новых музыкальных инструментов. Бытование гуслей сохраняется лишь в северных районах России — Новгород, Псков, Вологда, Архангельск, Кострома и др. За последние два столетия фольклорно-этнографическими экспедициями найдено большое количество как самих инструментов, так и гусельных наигрышей, приемов игры на них.
    Почему христиане уничтожали гусли?
    В XII веке проповедник Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто «ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие: «ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?».
    Во время Алексея Михайловича Романова гусли изымались и сжигались возами. Знакомясь с разными памятниками старины, мы видим, что русское духовенство, воспитанное на византийском аскетизме, очень рано начинает осуждать «различные писки гусельные и органные гласы», как характеризующие времена язычества. Однако это осуждение первоначально не было резким и беспощадным, оно ограничивалось увещеваниями и наставлениями. Так, например, когда игумен Киево-Печерского монастыря Феодосии, будучи у князя Святослава II (1073—1078), увидел «играющих и поющих гусельные и органные гласы», он не громил присутствующих гневной проповедью, а скорбно поникнув головой, со вздохом сказал: «будет ли тако на свете том».
    Но уже в XV—XVII вв. церковная власть за народные увеселения, пляски, песни, за игру на музыкальных инструментах грозит строгими церковными наказаниями, вплоть до проклятия и отлучения от церкви, а светская власть, долгое время терпимо относившаяся к народным играм и музыкальным инструментам, применяет целый ряд запретительных мер, угрожая за непослушание «кнутом на торгу», «батогами» и даже «ссылкой в опалу».
    Причина этого преследования наверно кроется в том что, старинные скоморохи, «бахари» — постепенно уступают место новому поколению скоморохов. Только сравнительно немногие из них, сохраняя свой преимущественно эпический репертуар, передают его своим преемникам — певцам и сказителям былин и старин. Место же старинных скоморохов «старшего поколения» постепенно занимают «скоморохи-потешники», «веселые люди», «веселые молодцы». Первоначально эти кочующие музыканты и профессиональные певцы в своих выступлениях не выходили из пределов приличия и не подвергались преследованиям. Но вот скоморохи 'переходят всякие границы приличия — их выступления становятся циничными, бесстыдными, не допустимыми с нравственной точки зрения.
    Очевидно, профессия скоморохов была довольно выгодной, вследствие чего количество скоморохов увеличивается. В XVI— XVII вв. они составляют уже целые ватаги «пьяниц, людей прохожих, голышей». Не получая в это время достаточно средств для своей веселой жизни от своих слушателей, ватаги скоморохов ходят по городам, селам и деревням и, не довольствуясь подаяниями населения, насильно заставляют поить и кормить их, бесчинствуют, обворовывают, грабят и т. п. «Бог дал попа, а черт скомороха» — так характеризует то время народ своей пословицей. И еще: «бесстыден, как скоморох». Этими фактами и объясняются суровые кары церковных и светских властей. Церковь и раньше неприязненно относилась к скоморошьим выступлениям, носящим следы язычества, и называла их «бесовскими песнями» и «сатанинскими обрядами». Одновременно с церковью скоморохов стали преследовать и светские власти, тем более, что к указанным выше причинам присоединилась еще и причина социально-политическая. Надо иметь в виду, что скоморохи были представителями народных демократических тенденций в древнем русском профессиональном искусстве, и их выступления часто характеризовались острой социальной направленностью против светской, феодальной верхушки и духовенства, за что они и подвергались гонению.
    Конечно, преследование скоморохов влекло за собою и преследование тех музыкальных инструментов, которыми они пользовались, в том числе и гуслей. Вот почему, интересуясь историей гуслей, мы невольно должны были остановиться и на истории скоморошества.
    Но возвратимся к истории Московской Руси XVI—XVII вв. Там мы увидим, что, несмотря на преследование народных инструментов, эти инструменты, особенно гусли, продолжали бытовать в русском народе. Церковь в лице своих представителей, строго осуждая «дьявольские лести и разные заморские писки гусельные и органные гласы», ведя с ними беспощадную борьбу, в то же время дает гусли в руки праведников-небожителей. Пророк Давид немыслим без гуслей. Такая непоследовательность легко объясняется: гусли в руках скоморохов и вообще далеких от церкви людей — орудие «сатанинской прелести», в руках же праведников те же гусли становятся орудием для прославления «горнего мира». Таким образом, в данном случае осуждается не самый инструмент, а цель, для которой он употреблен. И вообще игра на гуслях, не сопровождаемая крайностями скоморошества, продолжает пользоваться любовью русского народа, и именно гусли особенно пришлись по душе русскому народу. Об этом красноречиво говорят его пословицы: «У него дело, как гусли идет», «На словах что на гуслях, а на деле что на балалайке», «Гусли народу милее балалайки!», «Хороши гусельки, да не хорош гуслист». В ласкательных названиях инструмента сказывается особая симпатия русского народа к гуслям. Это его любимый инструмент.
    Гусли – инструмент гармонизации Вселенной.
    В древних ведических текстах, в книгах эпоса «Махабхарата» (Адипарва и Ашвамедхикапарва) говорится, что сотворение Вселенной происходило следующим образом: По мысли и слову, которое является озвученной мыслью Творца, появилось некое огромное яйцо, вечное как семя всех существ. В нем подлинным светом был вечный БРАХМО – чудесный, непредставимый, вездесущий.
    Брахмо – соединение мужского и женского начала, т.е. нечто среднее, ноль. В древнеарийских текстах, Брахмо назван эфиром; и утверждается, что эфир - высший из элементов, у него есть только одно свойство – звук. Эфир порождает семь звуков и аккорд. Затем звуки эфира порождают движение или ветер, и у него уже два свойства - звук и касание, т.е. инерция. Рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному (Прави), и как образ к миру проявленному (Яви).
    В священных текстах Упанишад говорится, что вселенский свет – это златоцветная птица, обитающая в сердце и солнце. Огонь называют белой птицей, несущей свет. Зная о том, что в древнейшей традиции, музыкальный лад, связанный с гусями, лебедями, творит музыку космоса, что игра на гуслях сравнима с тканьем мировой гармонии, можно понять, почему автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ стадо лебедей и живые струны гусель, по которым передвигаются пальцы Вещего Бояна, как по нитям основы уток, творя ткань эпической песни. Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной.
    Гусли в современном обществе
    Характерной особенностью гусельного искусства всегда была его неразрывная связь с народным песнетворчеством. Высказывания видных представителей нашей музыкальной культуры о народном музыкально-певческом творчестве: «Русский народ, — говорит Г. А. Ларош, — отличается от всех других музыкальных народов особенным достоянием, составляющим залог нашего великого музыкального будущего: достояние это — народная песня».
    В. Ф. Одоевский, человек всесторонне образованный, глубоко преданный делу служения родному искусству и науке, писал: «Я всегда был убежден, что произведения народного творчества должны привлекать наше сочувствие не только в историческом, но и в эстетическом смысле».
    «Русская народная песня, — писал Чайковский, — есть драгоценный образец народного творчества, ее самобытный, своеобразный склад, ее музыкально красивые, мелодические обороты требуют наибольшей музыкальной эрудиции, чтобы суметь приладить русскую песню к установившимся гармоническим законам, не искажая ее смысла и духа».
    Высоко оценил музыкально-певческий гений русского народа наш великий Глинка, сказав: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».
    Говоря о гуслях и гусельной игре, мы должны остановить наше особенное внимание на деятельности Василия Васильевича Андреева, благодаря которому гусли всех видов получили, право гражданства в больших оркестрах народных инструментов.
    В. В. Андреев (1861—1918), виртуоз на балалайке, начал свою музыкальную деятельность усовершенствованием этого инструмента. Он создал ансамбль из балалаек различного диапазона. Затем Андреев приступает к организации оркестра народных инструментов. Начав с 25 участников, он доводит состав оркестра до 200 человек. Оркестр состоял из струнных, духовых и ударных инструментов. Он ввел в свой оркестр гусли звончатые, щипковые хроматические, а впоследствии и клавишные. Концерты Андреева имели громадный успех на родине, за границей (Германия, Франция, Англия, США и др.). Музыкальную деятельность Андреева высоко ценили видные русские композиторы, писатели, художники. А. К. Глазунов посвятил оркестру Андреева свою знаменитую русскую фантазию.
    По инициативе Андреева организовывались многочисленные оркестры народных инструментов в армии, в учебных заведениях. Созданы курсы для подготовки преподавателей игры на народных инструментах. Для оркестра и для отдельных инструментов Андреев написал до сорока художественно-музыкальных произведений.
    Деятельность В. В. Андреева в области популяризации русского народно-музыкального творчества и русских народных инструментов незабываема.
    Заключение

    Гусли могут быть отнесены к категории значимых музыкальных инструментов, игравших важную роль в развитии культуры народа. Среди всего многообразия русских народных музыкальных инструментов, гусли являются наиболее древним, высокосовершенным и исконно русским музыкальным инструментом. Их статус связан с тем особым местом, которое гусли занимали в общественной и духовной жизни русского человека на самых разных этапах развития отечественной культуры. Понимание этого особого места возникает при детальном анализе тех образов гуслей, гусельного искусства, исполнителя-гусляра, которые нашли отражение в отечественном фольклоре, литературе, живописи, в пластических искусствах, а позже и на киноэкране.
    Сегодня почти каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов. В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Во многих театрах создаются ансамбли русских гуслей, в Детских школах искусств открываются классы «гусли». Приобретаются коллекции реконструированных шлемовидных и крыловидных гуслей. Преподаватели учат ребят исполнительской игре на гуслях.
    В процессе работы мною была изучена история гуслей, их разновидностей. Освоив технику изготовления гуслей, я со старшим братом, своими руками создали инструмент – гусли. Готовый инструмент был продемонстрирован учащимся 1-2 классов, после чего, им был задан вопрос: «Что это за инструмент?». Дети затруднялись дать правильный ответ. После ответов учащихся, я показал гусли, сделал краткий исторический обзор о древнем инструменте и предложил послушать музыкальные произведения в исполнении гуслей. Детям очень понравилось звучание гуслей.
    Умение слышать, понимать и создавать прекрасное, делает жизнь человека богаче, интереснее. От того, как мы понимаем, чувствуем, переживаем прекрасное, возвышенное, во многом зависит наше поведение в обществе. Через красоту действительности и искусства, мы познаем и укрепляем в собственном сознании общественные идеалы, облагораживаем себя, свои взаимоотношения с людьми.
    В научно-исследовательской работе я попытался выявить важность и необходимость развития русской музыкальной культуры и русского народного творчества. Мы должны изучать его во всех разновидностях, знакомиться с лучшими исполнителями и создателями этого творчества, а также с народными музыкальными инструментами, которые имеют полное право на серьезное внимание к себе.
    Моя гипотеза нашла своё подтверждение: я убедился, что если познакомится с древнейшим музыкальным инструментом гусли, узнать, как их изготавливают, какую роль они играют в развитии культуры народа, это все влияет на формирование чувства патриотизма и гордости за свой народ и свою Родину.
    В дальнейшем мне бы хотелось продолжить знакомство с разными русскими народными музыкальными инструментами и познакомить с ними младших школьников.
    Используемая литература

    1. Большая энциклопедия ремесел. – М.: «ЭКСМО», 2008г.
    2. С. Газарян. В мире музыкальных инструментов.- М.,Просвещение, 1989г.

    Список используемых источников информации

    1. folkinst.narod.ru /gusly.html
    2. kastaliya. narod.ru/ kastaliya_zvuki_ gusly.html
    3. http://www.guselnik.ollgadesign.ru/istoriya.htm
    4. http://www.rusland.spb.ru/zv_1_1.htm
    5. http://vedaarii.ru/dokladi/181--q-q.html
    Категория: Музыка | Добавил: OlgaKiryanova1965 | Теги:
    Просмотров: 833 | Загрузок: 0 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0










    Администрация
    портала 
    рекомендует:

    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы








    Форма входа











    Поиск











    Статистика

    Сейчас в Созвездии: 1
    Заглянувших: 1
    Звездочек: 0





    Наверх 
    .
    sozvezdieoriona © 2017