Вторник
26.09.2017, 15:54

Вы вошли как
Гость |
Группа "
Заглянувшие"
Приветствуем Вас
Гость | RSS














Дизайн сайта O-l-q-a

.
Главная
  Мой профиль   Выход

Музыкальная шкатулка






Меню сайта

Новости

Информация о сайте

Международное методическое объединение учителей музыки

Карта Созвездия

сайты учителей музыки ММОУМ

Музыкальная гостиная Владимира Синенко

Статьи, разработки, сценарии

Музыкальная шкатулка

Путеводитель по интернету

Практическое руководство

Создание музыки с помощью компьютера

Форум

Фотоальбом

Обратная связь










Категории
раздела


Музыка [47]Видео [118]
Презентации [140]Сценарии, разработки уроков [88]
Методика, планирование [76]Фонограммы песен [15]
Софт [1]Музыкальные сказки [16]
О России петь, что стремиться в храм... [12]Композитор Владимир Синенко [18]
Разработки, песни от автора
Внеклассная работа [24]Материалы для работы с особыми детьми (коррекционное обучение) [5]










Форум





















  • Новые
    комментарии





    К сожалению, пользователям, не участвующим в развитии сайта (материалы, финансовая поддержка), скачивание материалов недоступно.

    Не получается скачать фонограмму. очень нужна... пришлите на электронку пожалуйста kdk.novospasskoe@mail.ru


    Спасибо за оценку.
    Кое-что взято отсюда и для 9 Мая, а вообще у нас была немного другая композиция.











    Главная » Файлы » » Сценарии, разработки уроков [ Добавить материал ]

    Урок искусства в 8 классе «Разговор с современником»
    [ Скачать с сервера (2.70Mb) · Скачать удаленно () · Скриншот ] 27.10.2013, 23:38
    Урок искусства в 8 классе «Разговор с современником»

    Учебно-методическое обеспечение: УМК «Искусство. 8-9 класс» Сергеева Г.П., Кашенкова И.Э., Критская Е.Д., М. «Просвещение». 2010.
    Цель урока: познакомиться с композитором Людвигом Ван Бетховеном через анализ художественного образа Сонаты № 14 (Лунной);
    Задачи:
    образовательные: расширение знаний о композиторах-классиках, отвечающих смыслу понятия «современность» (в частности о Л.Бетховене); совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
    развивающие: развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения, музыкальной памяти, способности «выходить на диалог с автором», творческого комбинирования;
    воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личной значимости нравственных, эстетических свойств музыки Л.Бетховена, рефлектированного отношения к предмету.

    Ожидаемые результаты формирования УУДов:
    Предметные:
    -развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения, музыкальной памяти, способности «выходить на диалог с автором», умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, музыкальным образам; навыков интонационного анализа музыкального произведения, восприятия музыкальной речи; формирование умения определять музыку на слух (стиль композитора);
    - воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, осознание личной значимости музыки Л.Бетховена.
    Личностные:
    -обогащение духовного мира учащегося, развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости, заинтересованного отношения к искусству.
    - развитие умения рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественном произведении и явлениях жизни, самостоятельность в постановке учебных, творческих задач;
    - формирование внутренней мотивации к учению посредством организации самостоятельной познавательной деятельности.
    Метапредметные:
    -развитие устойчивой потребности в общении с искусством во внеурочной деятельности, умение находить необходимую информацию в сети Интернет;
    -развитие познавательной активности и аналитических навыков (осмысление проблемы, выдвижение и подтверждение гипотезы, анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей);
    -развитие навыков критического мышления, способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;
    - развитие навыка применения знаний и личного опыта на практике в нестандартной форме, оригинальный, творческий подход к решению учебных задач;
    -развитие навыков умения работать в группе, ведения дискуссии; публичного выступления,

    Проблемный вопрос: Прав ли был поэт Л.Рельштаб, дав название Сонате № 14 Л. Бетховена «Лунная»?
    Тип урока: проблемно-эвристический; урок ознакомления с новым материалом
    Форма урока: урок-исследование
    Методы: частично-поисковый (эвристический), проблемный диалог, метод художественного анализа, метод интонационно-стилевого постижения музыкального произведения.
    Оборудование и материал: проигрыватель, фонохрестоматия по музыке за 8 класс (Д.Кабалевский), компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

    План проведения урока:
    Этапы урока Временная реализация
    Мотивационно-ориентировочный этап (Актуализация прежних знаний учащихся, возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы, выдвижение предположений и обоснование гипотезы)
    5 минут
    Операционно – исполнительский этап (Доказательство или опровержение гипотезы, проверка правильности решения проблемы) 25 минут
    Закрепление знаний. Выполнение творческих заданий. 10 мин
    Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание. 5 минут

    Предварительный этап: учитель предлагает 2-м группам учащихся («биографы» и «музыкововеды») подготовить краткие сообщения об истории создания Сонаты № 14 Л.Бетховена и о том, при каких обстоятельствах она получила такое название. Задание даётся за 2 недели до урока. После чего учитель корректирует выполненные работы, просматривает презентацию, подготовленную учащимися.

    Мотивационно – ориентировочный этап (5 минут)
    Деятельность учителя Деятельность учеников
    Известно, что существует множество способов общения человека. Например, различные языки. Но существует универсальный язык общения, не требующий перевода, понятный и доступный всем. О каком языке я говорю?
    На прошлых уроках вы «общались» с художниками, архитекторами, скульпторами.
    Сегодня Вам представится возможность вступить в диалог с композитором, чьё имя вы определите, прослушав фрагмент его произведения. (слайд 1)
    (звучит фрагмент произведения Л.Бетховена)

    Какие особенности музыкального языка подсказали вам ответ?

    На уроках музыки вы не раз говорили о современности в музыке. Можно ли Бетховена назвать нашим современником и почему?
    (Выслушивает и несколько корректируя ответы детей, делает вывод о современности музыки Бетховена). Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

    Героико¬-драматическая линия далеко не исчерпывает всей многогранности исканий Бетховена. У меня в руках грампластинка - это «звуковое послание» гениального композитора. Произведение, которое прозвучит сегодня, известно и любимо во всём мире. Пожалуй, это самое потрясающее душевное откровение Бетховена. - Соната для фортепиано № 14 («Лунная»). Но название «Лунная» дал сонате не сам Бетховен, а уже после его смерти немецкий поэт-романтик Людвиг Рельштаб. Оно «закрепилось» на многие годы и бытует по сей день. Почему? Прав ли был поэт Рельштаб, дав название Сонате Бетховена «Лунная»?

    Как мы будем решать данную проблему? Что нам для этого необходимо?
    А что нам нужно для того, чтобы вступить в диалог с композитором, понять его?
    Я бы хотела сказать словами
    Д. Кабалевского: «Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем».

    Отвечают на вопрос (об искусстве)

    Слушают музыкальный фрагмент.
    Определяют автора музыки, учитывая стиль композитора и особенности музыки (Бетховен)(сл.2)
    Отвечают на вопрос ( Музыка стремительная, порывистая, напряженная, героическая, скорее революционная…)

    Отвечают на вопрос ( Одна из центральных идей творчества Бетховена — способность человека к преодолению горестей, несгибаемость воли –актуальна во все времена. )
    Предлагают несколько вариантов. С помощью учителя называют тему урока: «Разговор с современником ».
    (слайд 3)

    Записывают название и автора музыкального произведения.
    (слайд 4)



    Высказывают предположения: название «Лунная» связано с тем, что автор писал при луне, или изобразил в музыке лунный пейзаж.
    Формулируют цель и задачи урока, выстраивают план решения проблемы (Познакомиться с Лунной сонатой Бетховена и выяснить – о чём хотел рассказать композитор? Выяснить историю создания Сонаты № 14 и обстоятельства, при которых она была написана. Выяснить почему поэт Л.Рельштаб дал Сонате такое название?)
    Операционно – исполнительский этап (35 минут)
    Звучит 1 часть Сонаты № 14 Л.Бетховена (слайд 5)
    Какое впечатление оставила у вас прозвучавшая музыка? - Как вы можете её охарактеризовать?
    А почему музыка такая медленная? И мелодия монотонна – как короткие, настойчивые мысли?
    Как рассказывает об этом музыка?
    А есть ли возраст у этой музыки?

    Учитель предлагает послушать краткое сообщение об истории создания Лунной сонаты, даёт слово «биографам».

    Так о ком рассказала нам 1 часть Сонаты? Чей это образ?
    Вы правы. В трагическую пору крушения любви и необратимого угасания слуха композитор рассказал здесь о себе самом, своих чувствах.
    Но вот 2-ая часть сонаты совсем иная. Почему?
    Звучит 2-ая часть Сонаты № 14.
    (слайд 6)
    Определите характер музыки. Кого мы видим в этой музыке – Его или Её?

    Какой перед нами предстаёт Джульетта в музыке композитора?

    (слайд 7)
    Джульетте Гвиччарди было всего 16 лет, а Бетховену- 28, и разве могла встреча таких разных людей закончиться счастливо?
    Но Бетховен описывает Джульетту с любовью, словно любуется своей возлюбленной.
    Скажите, а как поступит Бетховен? Какой исход у этой истории?
    На этот вопрос ответит музыка.

    Звучит 3-я часть Сонаты № 14.
    (слайд 8)
    Какие чувства переданы в этой музыке?

    Как же поступает Бетховен?

    Каждый ли человек мог так поступить?

    Именно таким и был Бетховен – наш великий современник. Почему я вновь произнесла это слово?
    Современна ли эта Соната?
    Вы правы. Внутренняя борьба доброго и злого начал, надежды и отчаяния, нравственных исканий, происходящих в сознании человека -
    в любую эпоху эти проблемы волнуют человечество. А любовь?

    Это произведение производило и производит огромное впечатление на слушателя; так, Берлиоз назвал его "одной из тех любовных поэм, которые не в силах выразить человеческий язык". А какое название сонате дали бы вы?



    Но почему - «Лунная?» Дадим слово «музыковедам» (2-ой группе учащихся)

    Подтвердились ли ваши предположения, высказанные в начале урока?
    Какой можно сделать вывод?

    Слушают и анализируют музыку.

    Музыка печальная, скорбная… Тяжело было слушать, хотелось, чтобы поскорее закончилась.
    Мрачные интонации. Медленный темп.
    Автора что-то беспокоит, не даёт покоя, и чтобы он ни делал, его преследуют тяжёлые мысли…
    Мелодия не может подняться, как будто у человека отняли силы, в нём нет энергии. Мелодия стынет, останавливается, иногда преры-вается «вздохами». Она старая, седая, наверное, композитор был уже стар, или у него случилось какое-то горе, которое он тяжело переживает.

    Очень коротко рассказывают об истории создания сонаты (рассказ может сопровождаться слайдами)

    Образ самого Бетховена.

    Анализируют прослушанный музыкальный фрагмент.
    Музыка светлая, беззаботная, грациозная, танцевального характера. Это женский образ – Джульетты Гвиччарди.

    Юная девушка, нежная, мягкая, но легкомысленная и бесчувственная, так как музыка этой части, несмотря на всю красоту и танцевальность, - строгая и холодная.
    Нет. Это две несовместимости…Они не могли быть счастливы.

    Высказывают предположения

    Слушают и анализируют музыку. Отвечают на вопросы. Гнев, яростный протест, борьба, несгибаемая воля, исполинское величие.
    Бетховен борется не с самим с собой, своими чувствами…Он пытается забыть свою возлюбленную. Он прощает Джульетту, потому что по-прежнему любит её. Даже посвятил ей Сонату…
    Так мог поступить только человек с большим сердцем, душой, человек благородный и великодушный.
    (слайд 9)

    Автор раскрывает сложный и противоречивый внутренний мира человека – а это одна из главных тем прошлого и современности.

    Тема любви – вечная тема. Она актуальна во все времена…

    Выполняют задание – дают своё название Сонате № 14 («Любовь в жизни Бетховена», «История любви», «Великая история любви»)

    Рассказывают о том, при каких обстоятельствах соната получила такое название. Демонстрируют свою презентацию (иллюстрации к музыке 1 ч.)
    Дискутируют. Делают вывод: Поэт Л.Рельштаб дал такое название Сонате, основываясь лишь на личном впечатлении от музыки её первой части. В целом же Соната № 14 –гениальное произведение, раскрывающее великую историю любви. «Лунный образ» привнесён искусственно. Его не было в замыслах автора. Предположения не подтвердились. (слайд 10)
    Закрепление. Организация деятельности учащихся по применению знаний в новых ситуациях -10 минут
    Организует работу в группах

    Задание 1-ой группе: составить синквейн, взяв за основу слово «Лунная» (Соната)

    Задание 2-ой группе: составить синквейн к слову «любовь» (расскажите, о какой любви сегодня вы узнали?)

    Задание 3-ей группе: составить синквейн к слову «Бетховен» ( как раскрывается личность Бетховена в музыке Лунной сонаты)

    Анализирует ответы учащихся
    Выполняют творческие задания.
    (в качестве примера - работы, выполненные моими учащимися)
    1) «Лунная»
    Красивая, искренняя
    Рассказывает, учит, восхищает
    Это великая история любви
    Шедевр

    2) Любовь
    Противоречивая, неразделённая
    Возвышает, окрыляет, облагораживает
    Самое прекрасное чувство человека
    Счастье


    3) Бетховен
    Сильный, великодушный
    Страдает, борется, побеждает
    Великий композитор и искренний собеседник
    гений

    Дополняют, уточняют, оценивают ответы одноклассников.
    Заключительный этап урока Итоги урока. Домашнее задание.
    Подводит итог урока. Что нового узнали на уроке? В чем еще остались затруднения?
    Оцените работу класса и свою собственную
    Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

    Домашнее задание: (на выбор обучающихся)
    1)создать презентацию, клип, стих, рисунок –свою версию из визуального ряда, под названием "Лунная соната" ( Ваше видение ЭТОЙ МУЗЫКИ);
    2) написать сочинение (рассказать о «Лунной сонате» своему другу, близкому человеку) Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям. Оценивают свою работу на уроке и работу класса.

    Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике.

    Примечание автора разработки: Целью художественной деятельности учащихся является создание художественного «продукта» (его воссоздание, моделирование, личностная трактовка). Поэтому учитель искусства оценивает не только результаты учебной работы учащихся на уроке, но и вне его.

    Критерии оценивания обучающихся :
    1) степень сформированности ведущего мотива художественной деятельности:
    -наличие устойчивого интереса в общении с искусством;
    -степень сосредоточенности на нём во время демонстрации (поверхностное или глубинное восприятие);
    -способность общаться с искусством вне урока и сопоставлять его с материалом урока.
    -стремление к поискам и расширению представлений, впечатлений, информации, полученным на уроке и вне его.
    2) воспитанность художественного восприятия в контексте жизненных связей:
    - умение выявить эмоциональное своеобразие произведения искусства, выйти «за кадр» на идею и авторскую речь;
    -ощущение стиля композитора ( мироощущение, жизненное и творческое кредо автора);
    -умение проводить аналогии, сравнивать и обобщать;
    -умение «слышать» после однократного прослушивания произведения, схватывать самое существенное.
    3) степень развития художественно-творческих способностей:
    -степень овладения художественным языком, умение отбирать определённые средства для воплощения своего замысла;
    - оригинальность, выразительность, образность трактовок;
    - умение переводить образ с одного языка искусства на другой;
    -степень увлечённости самостоятельным творчеством.
    4) личностные качества обучающегося (изменение личностных характеристик):
    -сформированность диалогической культуры (точность мнений, высказываний, умение слышать товарища; отстаивать свою точку зрения, понять точку зрения другого, приходить к соглашению);
    -активное сотрудничество с одноклассниками;
    - открытость чужому мнению, критичность;
    - оптимистичность, направленность духа на красоту и добро.

    Список литературы и интернет-источников:
    1. Копылова А.В. Технология урока искусства.: эссе на темы художественной педагогики/ - М..: Тач-Маркетинг, 2004.
    2. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика. – Новосибирск: Издательство НИПК и ПРО, 1997.
    3. Эррио Э. Жизнь Бетховена. М., 1968.
    4. http//wikipedia.org/wiki
    5. http://vanbethoven.ru
    6. http://onlineslovari.com/muzyikalnaya_entsiklopediya/page/bethoven
    7. http://musike.ru
    8. http://maykapar.ru/
    Категория: Сценарии, разработки уроков | Добавил: keerd50 | Теги:
    Просмотров: 6043 | Загрузок: 971 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 галина   (02.11.2013 19:58)
    Спасибо, за предоставленный материал!

    1 marta   (30.10.2013 23:02)
    Друзья, почему же мы такие неблагодарные-то: скачиваем хороший материал, и ни слова...?! Ирина Владимировна, дорогая, спасибо Вам большое от учителя с 38-летним опытом работы. Вы умница, что побуждаете ребят размышлять о поливалентности чувства, которое они в своём юном возрасте уже наверняка успели испытать!











    Администрация
    портала 
    рекомендует:

    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы








    Форма входа











    Поиск











    Статистика

    Сейчас в Созвездии: 1
    Заглянувших: 1
    Звездочек: 0





    Наверх 
    .
    sozvezdieoriona © 2017