Суббота
18.11.2017, 15:13

Вы вошли как
Гость |
Группа "
Заглянувшие"
Приветствуем Вас
Гость | RSS














Дизайн сайта O-l-q-a

.
Главная
  Мой профиль   Выход

Музыкальная шкатулка






Меню сайта

Новости

Информация о сайте

Международное методическое объединение учителей музыки

Карта Созвездия

сайты учителей музыки ММОУМ

Музыкальная гостиная Владимира Синенко

Статьи, разработки, сценарии

Музыкальная шкатулка

Путеводитель по интернету

Практическое руководство

Создание музыки с помощью компьютера

Форум

Фотоальбом

Обратная связь










Категории
раздела


Музыка [47]Видео [118]
Презентации [140]Сценарии, разработки уроков [88]
Методика, планирование [76]Фонограммы песен [15]
Софт [1]Музыкальные сказки [16]
О России петь, что стремиться в храм... [12]Композитор Владимир Синенко [18]
Разработки, песни от автора
Внеклассная работа [24]Материалы для работы с особыми детьми (коррекционное обучение) [5]










Форум





















  • Новые
    комментарии





    К сожалению, пользователям, не участвующим в развитии сайта (материалы, финансовая поддержка), скачивание материалов недоступно.

    Не получается скачать фонограмму. очень нужна... пришлите на электронку пожалуйста kdk.novospasskoe@mail.ru


    Спасибо за оценку.
    Кое-что взято отсюда и для 9 Мая, а вообще у нас была немного другая композиция.











    Главная » Файлы » » Внеклассная работа [ Добавить материал ]

    Научно - исследовательская работа "Глиняная свистулька - окарина"
    [ Скачать с сервера (3.20Mb) · Скачать удаленно () · Скриншот ] 16.12.2014, 17:12
    «Глиняная свистулька окарина»
    Содержание

    1.Введение __________________________________________________ 2
    2. История глиняной игрушки ___________________________________ 5
    3. Разновидность глиняной игрушки окарина __________________ 6
    4. Знаковое значение фигур животных_____________________________ 9
    5. У каждой свистульки в виде животных было знаковое значение____ 1 0
    6. Изучение символики, цвета, элементов росписи и формы глиняной
    свистульки ___________________________________________________ 11
    7. Размер свистульки и качество звучания________________________ 12
    8. Технология изготовления свистульки и окарины__________________ 13
    9. Приемы изготовления______________________________________ 13
    10. Заключение _______________________________________________ 17
    11. Используемая литература___________________________________ 19
    12. Используемые источники информации_________________________ 19



    Введение
    Чудо звери, чудо - птицы
    Скачут, прыгают, поют,
    Рядом барыни неспешно,
    Словно с ярмарки идут.
    Здесь от ярких красок пестро,
    Здесь фантазии полет!
    Мастер с глиною колдует,
    В руки он комок берет,
    Разминает, греет, лепит.
    И из-под волшебных рук
    Птица - модница возникла,
    Рядом с ней запел петух.
    И пространству стало тесно
    В этой ауре добра;
    Ведь игрушка - это детство,
    Радость, свет и красота!
    «Ни то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».
    Народная культура ярко проявляет себя в народном промысле. До наших дней сохранилось множество ремёсел и изделия русских мастеров, которые украшают интерьеры жилищ в России, за рубежом, являясь проявлением народной культуры. Изделия промыслов - в первую очередь функциональные, но сегодня часто носят сувенирный характер. Ценность их при этом остаётся - ведь они продолжают народную традицию.
    Земля наша всегда славилась своими добрыми мастерами – одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и создатели народных песен и сказок, и вышивальщицы, и кузнецы, и гончары, и резчики по дереву, и живописцы, и многие другие. В творчестве своем они отражали свой быт, чаяния и мечты, видение мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала, родную русскую природу. Именно поэтому их работы не утратили ценности по настоящее время. Эти изделия формируют эстетические потребности и вкусы людей.
    В своей научно – исследовательской работе я хочу рассказать о глиняной свистульке. В январские праздники, мы с мамой ездили в архитектурно-этнографический музей «Тальцы» и там посетили музей гончарного ремесла. Мое внимание привлекла глиняная свистулька (приложение 1) в виде животного, которая в руках мастера издавала необычный мелодичный звук. Мне она очень понравилась, и я попросила маму, чтобы купила ее мне. Название этой свистульки я не запомнила, а приехав домой, стала искать его в интернете. И так я выяснила, что моя глиняная свистулька - это род свистковой сосудообразной флейты с устройством для вдувания воздуха и несколькими отверстиями и называется она окарина. Мне стало интересно узнать историческое происхождение окарины и как можно сделать ее в домашних условиях.
    Актуальность.
    В связи с возрастающим интересом россиян к народным промыслам, возрождением наших истоков. Народные промыслы являются кладовой народной мудрости. Ведь наши предки ничего не делали просто так, для красоты. В любом произведении декоративно-прикладного искусства заложен определенный глубокий смысл, разгадать который - наша задача. Окарина и сегодня пользуются спросом и интересом у детей и взрослых, так как это не только знаковая игрушка, но и музыкальный инструмент.
    Новизна.
    Звуки… Простой люд из прошлого не только смотрел и видел, но и слушал и слышал: друг друга, реки, леса, камни, птиц, животных… Мы же, «современные» люди, смотрим и не видим, слушаем и не слышим. Но давайте попытаемся услышать хотя бы ту мелодию, тот голос, который зачинается в комке глины и, окрепнув в огне, рождается при помощи дыхания в теле неведомой доселе птицы, в фигурке простого животного. Может быть, эта незатейливая музыка заставит нас задуматься о том, на что не обращали раньше внимания, не воспринимали всерьез?
    Цель моей работы
    Исследовать историю возникновения окарины, узнать, как их изготавливают, и изготовить ее самостоятельно в домашних условиях.
    Задачи исследования:
    1. Узнать историю происхождения окарины.
    2. Исследовать процесс изготовления окарины.
    3. Выяснить значение глиняной игрушки-свистульки в культуре, быте народов, её символику.
    Предмет исследования
    Глиняная игрушка-свистулька окарина: процесс изготовления от добычи и обработки глины, лепки, обжига до росписи игрушки, символика каждой игрушки и смысл, заложенный в ее орнамент.
    Проблема
    В настоящее время у современных детей множество разнообразных увлечений, а вот интерес к культуре своей страны, к народному творчеству у моих сверстников утерян. Результатами своих исследований я надеюсь обратить внимание друзей и детей, которые познакомятся с моей работой, на красоту и уникальность народной игрушки.
    Гипотеза
    Возможно, ли в домашних условиях самостоятельно изготовить глиняную свистульку – окарину.
    Пути решения:
    1. Найти источники информации о возникновении глиняных свистулек, окарин.
    2. Познакомится с процессом изготовления свистулек и окарин.
    3. Изготовить окарину в домашних условиях.
    Методы исследования:
    изучение литературы, ресурсы Интернет.
    История глиняной игрушки.
    Глиняные изделия делали повсюду, где находились залежи гончарных глин, а сама их обработка, приготовление глиняной массы, создание с помощью быстрого вращения гончарного круга из бесформенного комка объемного предмета, украшая его простейшими способами - весь этот процесс рождения гончарного изделия, повторяемый многими поколениями мастеров, привел к своеобразной универсальности этого искусства. Все существующие и поныне виды гончарной техники, как и многие современные формы сосудов, человечество знало еще в глубокой древности. Как и повсюду, изготовление посуды в гончарных промыслах сопровождалось лепкой глиняных игрушек. В них мастера давали волю своей фантазии, превращая комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц - всегда одновременно сказочных и реальных. Нередко игрушки были свистульками. И дети, и взрослые играли на них как на музыкальных инструментах. Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы, козла, барана, а также сказочного существа – полкана. Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, всевозможных «кормилец», «водоносок», «птичниц». Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
    Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.
    Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.
    Конечно, изготовление свистульки было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее окарины и свистульки стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за их изготовлением. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого гончара вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. От звука издаваемого изделием им давались названия. Ремесленники делали пыхтелки, сопелки, гуделки и свистульки.

    Разновидность глиняной игрушки - окарина.
    Окарина - древний духовой музыкальный инструмент, аналоги которого появились примерно 12 тысяч лет назад. Это род свистковой сосудообразной флейты с устройством для вдувания воздуха и несколькими отверстиями. Точную дату рождения этого древнего музыкального инструмента указать невозможно, как и дату рождения барабана, бубна, свирели. В музыкальной практике используются глиняные, деревянные и фарфоровые разновидности окарины разных размеров и форм. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати (1836 – 1925)) в 1860 году разработал современную форму этого инструмента - настроил свистульку как глиняную флейту. Окарина, им сконструированная, имеет 10 пальцевых отверстий. Извлечь на ней можно девять звуков. Усовершенствованная окарина снабжена клапанами и поршневым устройством, которое изменяет музыкальный строй.
    Окарина, в переводе с итальянского, означает «гусёнок». По виду она напоминает сосуд причудливой формы с отверстиями. Истоки отечественной духовой инструментальной культуры всегда связаны с народным музыкальным творчеством.
    И в настоящее время при производстве окарин все чаще используют этнические мотивы. Этот музыкальный инструмент словно оплетается обережными символами. Современные окарины могут быть совершенно любой формы: птицы, животные или геометрические формы.
    Хочется обратить внимание на интерьерные окарины - скульптуры малых форм. Небольшие свистульки и окарины использовались и как профессиональный музыкальный инструмент (при правильной настройке). Несколько усложненные по форме и конструктивным решениям свистульки-окарины используются самодеятельными и профессиональными ансамблями в сочетании с другими духовыми и ударными народными инструментами. Именно звук окарины может создать настроение песни. Например: белорусская музыкальная группа «Песняры» использует окарину при исполнении знаменитой « Беловежской Пущи».
    Всю историю и современное развитие окарины, возможно, наглядно изучить по работам I Международной выставки глиняной свистульки «Свистульки мира. История и современность». Она проходила в 2009 г. в Москве, в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов.
    Экспозиция выставки знакомит посетителей с глиняной свистулькой - окариной (Приложение 3) Западной и Восточной Европы, Латинской Америки, Африки, Южной и Северной Америки, Средней и Юго-Восточной Азии из коллекций Обоевой М. Г., Колкера И. Д., Быкова А. В., Миронова К. А. и Музея глиняной игрушки «Забавушка». Также на выставке представлены традиционные центры глиняной свистульки России, такие как Хлуднево, Филимоново, Кожля, Абашево, Романово, Дымка, Каргополь и другие.
    Экспозиция выставки охватывает период с XVI века по настоящее время.
    История глиняных игрушек-свистулек насчитывает тысячелетия. В глубокой древности звучащие керамические изделия служили средством коммуникации и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. Позже свистульки утеряли сакральный смысл и превратились в детскую игрушку, музыкальный инструмент. Благодаря различному акустическому строению существует три основных группы свистулек: сосудообразные (распространены на всех континентах), фигуры со свистком, который находится не в самом сосуде, а в его подставке (Португалия, Испания, Майорка, Мексика), водяные свистульки-«соловьи», конструкция которых остается неизменной при всем разнообразии форм по всему миру (Болгария, Румыния, Чехия, Финляндия, Латвия и т.д.), и глиняный музыкальный инструмент - окарина (Россия, Белоруссия, Болгария).

    Знаковое значение фигур животных
    Когда-то свистулька был важным атрибутом языческих обрядов - при помощи свистульки с изображением определенного животного просили урожая, или вызывали дождь, или шаманили над больным, переманивая болезнь на свистульку-образ... В пинежском заговоре говорится, что игрушка переманивает на себя хворь. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. В Тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав "Пусть порча перейдет на того, кто ее послал" человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет. В зависимости от недуга использовалась та или иная свистулька. В обычное время они стояли напротив окна, "не пропуская" болезнь и зло к ребенку. Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник "Свистунья" или "Свистопляска". Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в глиняные свистульки, плясали и веселились Со временем свистульки стали игрушками детей, но их магический смысл остался - свистульки вешали детям на шею, чтобы избежать сглаза. Фигурки домашних животных покупали себе или дарили родственникам, чтоб привлечь в дом добро, достаток, хороший урожай. На каждой ярмарке обязательно продавались свистульки, и счастлив был тот ребенок, кому покупали родители это чудо - игрушку-музыкальный инструмент.
    У каждой свистульки в виде животных было знаковое значение.
    Конник - знак солнца и неба, одно из главных значений всадника на коне-солнце, совершающее путь по небу на колеснице. Солнце, конь, колесница, колесо.
    Коза, корова - знак плодородия, в ней заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье - при виде колеблющихся от ветра колосьев принято считать, что бродит "пшеничная" коза (корова) на пшеничном поле, "ржаная" на ржаном и т.д.
    Барыня с ребенком (со свистком)- хранительница очага, связана с культом плодородия. Одной рукой прижимает ребенка. Тайна деторождения, которым наделена женщина, это могущественная сила отождествленная с силой плодоносящей земли. Как земля умножает зерно, так женщина умножает род человеческий. Роспись: вертикальные полосы - знак падающего дождя; волнистые линии - земля напоенная дождем; пятна - знаки зерна, двойные кресты - солярные знаки (солнце). "Мать Сыра - земля" - это земля способная дать жизнь всему живому.
    Медведь - "Ведающий, где мед" - не имя зверя, а знак тайны, доступной только посвященным. Медведь наш предок, пращур, символ могущества и плодородия.
    Олень - Знак неба, удачного брака и обильной жизни. К тому же олень -знак славянских богинь Рожениц - матери и дочери, рожающих все живое.
    Баран - Знак богатства, знатности и жизненного успеха.
    Птица - олицетворение весны, тепла, солнца. Главный смысл- оберег.
    Петух - Знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, знак обретший самостоятельную жизнь души. Главный смысл- оберег. В старину обращались за помощью в заговорах:"3а тридевять земель, за тридевять морей, из - за синего моря прилетел петушок, склевывает тому рабу Божьему всякие призорища, оговорища, всякие бесинские, материнские думы. До веку и до веку. Аминь."
    Загадочная птица с женским лицом, русалка у южнорусских славян - это не женщина-рыба, а женщина-птица – Дух растительности, которая летала над полями, охраняла урожай, жила на деревьях. Вспомним у Пушкина А.С.:"Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит..." С водой она тоже связана - отвечала за росу и дождь.
    Утка (утица) - знак хорошего урожая. "Где утка шла - там рожь густа" - говорили в народе. Главный смысл- оберег. В русском фольклоре добрые герои оберегали себя от беды, овладев птичьим языком и обернувшись птицей. При помощи свиста и магической глиняной птицы, маги волхвы и кудесники отгоняли злых духов
    Изучение символики, цвета, элементов росписи и формы глиняной свистульки.
    Изучая описание традиций изготовления глиняной свистульки по различным источникам, я выяснила, что орнамент в росписи глиняной свистульки и её цветовое решение тоже было символично. Через цвет и орнамент мастер пытался выразить свое отношение к миру, уважение и почитание сил природы. Орнаменты на наших свистульках (как и большинство форм) - традиционные славянские. В них зашифрованы основные понятия - Вселенная, Земля, течение Времени, движение Вод, Рождение и Перерождение...
    Даже не зная значение этих символов, а просто созерцая их, наша душа и тело приходят в гармонию, наш ум успокаивается, а рука сама тянется - взять, да и посвистеть... И когда рождается чистый и незамысловатый звук, все естество наполняет гармония и спокойствие! И даже если накануне мы все видели в сером цвете, после этих звуков Мир расцветает, и мы понимаем, что горе - не беда, что все невзгоды всегда заканчиваются, и что-то совершенно новое и светлое ждет нас впереди...
    Символика цвета:
    Красный – жизнь, кровное родство
    Желтый – солнце, свет
    Синий – вода, небеса
    Белый – чистота, свет исходящий изнутри
    Зеленый – молодость
    Черный – земля
    Голубой – благость, спокойствие
    Золотой – цвет солнца
    Символика элементов росписи:
    Зеленые и жёлтые пятна – идея жизни, рост жизненных сил
    Большие жёлтые и красные круги – символ зари, солнце
    Круг – символ солнца
    Кольцо – вечность и цикличность жизни и природы
    Зерно, колос – символ жизни, рождения нового
    Фрагменты растений, веточки - символ единства человека и природы.
    Размер свистульки и качество звучания.
    Качество (тембр и высота) звука свистульки – всё это напрямую зависит от внутреннего объёма камеры духового приспособления из обожжённой глины.
    Южнорусские народные умельцы вытягивают фигурные свистульки из цельного куска (сколько глины сразу мастер в руку взял): то, и внутренний объём камеры духового приспособления невелик – зато и звук (громкость) выше.
    Мастера-свистушечники в Центральных областях России и на Русском Севере вылепляют камеры, как основу духовых приспособлений, несколько больших размеров – благодаря чему звучание здешних свистулек чуть мягче (пониже, протяжней, теплее).
    Южнорусские свистульки, из-за меньшего объёма камеры духового приспособления, имеют, обычно – не более двух боковых отверстий.
    Внутренний объём камер свистулек, вылепляемых в Центральных областях России и на Русском Севере, как правило, больше. Стало быть, и число боковых отверстий возможно – до четырёх.
    Технология изготовления свистульки и окарины.
    Для изготовления свистульки требуется стеки и глина.
    Подготовка глины. Определить готовность глины для лепки несложно. Нужно помять небольшой кусочек глины в руках и скатать из него шарик. Жирная глина прилипает к рукам, тощая растрескивается – эти не годятся для работы. А вот средняя – раскатывается и принимает любую форму.
    Иногда при лепке появляются трещины – значит, глина сухая, и ее нужно увлажнить. Для этого перед проминанием глину смачивают водой. Промятую массу надо сложить в полиэтиленовый пакет для того, чтобы она не высыхала, не теряла пластичность.
    Сушка изделий из глины – процесс длительный. Испарение влаги должно проходить медленно, чтобы изделия не потрескались и не покоробились в местах, где нет сквозняков. На это уходит 2-3 дня.
    Обжиг изделий из глины можно проводить в лабораторной электрической муфельной печи. В этой печи температура достигает 900°С. Ее достаточно для обжига изделий. Температуру определяют по цвету каления: едва проступающий красный цвет – 550-б00°С, темно-коричневый – 600-700°С, вишневый – 700-800°С.
    Приемы изготовления.
    1 способ изготовления окарины
    Самое трудное сделать правильно канал воздуховода и сквозное отверстие, входящее в полость свистульки. Прежде чем, у меня получилось, пришлось несколько раз переделывать окарину. То есть здесь, надо понять технологию изготовления. Канал воздуховода, должен как бы быть выше язычка корпуса, чтобы воздух мог проходить вовнутрь окарины и одновременно излишки воздуха выходить внешне.

    1. Хорошо размяла глину и слепила форму, которую буду использовать для приготовления окарины. Обернула форму пищевой пленкой.

    2. Скалкой раскатала глину толщиной 1 см и обернула форму.

    3. Хорошо разгладила, разровняла глину по форме и вырезала небольшое отверстие сверху для будущего свистка.

    4. Вылепила муштук и строго параллельно столу вставила палочку от мороженого, сделав воздуховод. Дальше соединила его с корпусом, предварительно продвинув палочку в отверстие окарины для свистка. Тщательно все выравняла и разгладила.

    5. Разрезала окарину маленьким ножичком и убрала форму, хорошо затерла внутреннюю часть окарины. Аккуратно плоской стекой подравняла щель свистка. Получилось сквозное отверстие, входящее в полость свистульки. Соединила верхнюю и нижнюю часть окарины, затерла и выровняла по шву. Канал воздуховода, смачивая в воде палочку, очистила от крошек глины. У края «брюшка» сделала косой срез. Если звучания нет, нужно изменить угол воздуховода, чтобы струя воздуха попадала на край язычка. Отверткой прокрутила отверстия и окарина готова.

    2 способ изготовления окарины
    1. Раскатала кусок глины скалкой, соединила две противоположные стороны.

    2. Вылепила муштук и вставила палочку от мороженого, сделав воздуховод, одновременно другой палочкой, сделала отверстие во внутрь окарины.

    6. С другой стороны, осторожно, чтобы не поломать корпус, вылепила голову кита. Канал воздуховода, смачивая в воде палочку, очистила от крошек глины. Если звучания нет, нужно изменить угол воздуховода, чтобы струя воздуха попадала на край язычка. Отверткой прокрутила отверстия и окарина готова.

    Так как обжигать окарины мне негде, я их просто хорошо высушила.
    Заключение
    Умение слышать, понимать и создавать прекрасное, делает жизнь человека богаче, интереснее. От того, как мы понимаем, чувствуем, переживаем прекрасное, возвышенное, во многом зависит наше поведение в обществе.
    В ходе исследования были выявлены следующие функциональные назначения окарины:
    - окарина как оберег,
    - окарина - как игрушка,
    - окарина - как профессиональный музыкальный инструмент.
    Окарина действительно многофункциональна. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, ритуальный атрибут, украшение или музыкальный инструмент – все её значения сплелись воедино, в одну самую главную функцию: духовное общение. Окарина была тем самым средством, с помощью которого старшее поколение передавало, сохраняло и продолжало накопленный жизненный опыт. Яркая жизнерадостная, решенная с предельной четкостью в пластическом и цветовом отношениях окарина обладает волшебной способностью украшать нашу жизнь, вносить тепло и радость в наши души.
    Моя гипотеза нашла своё подтверждение: я доказала, что возможно научиться их делать (приложение 2). А значит естественный механизм передачи традиционных ценностей «из уст в уста» не будет разрушен. Копилка народной памяти - в этом огромная ценность маленькой окарины.
    Используемая литература
    1. Журнал "Наука и жизнь" о глиняной игрушке:
    Константинов И. Хлудневская игрушка. - 1991, № 5.
    Список используемых источников информации
    1. http://www.nkj.ru/archive/articles/5992
    2. http://www.youtube.com/watch?v=Y518CJyyJYA
    3. http://giftsochi.ru/masterclass-shato/5-masterclass-okarina
    4. http://melma.ru/myzykalnye-instrumenty/ethnic_music_instr/34-okarina.html
    Категория: Внеклассная работа | Добавил: OlgaKiryanova1965 | Теги:
    Просмотров: 1826 | Загрузок: 66 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0










    Администрация
    портала 
    рекомендует:

    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы








    Форма входа











    Поиск











    Статистика

    Сейчас в Созвездии: 1
    Заглянувших: 1
    Звездочек: 0





    Наверх 
    .
    sozvezdieoriona © 2017