Среда
22.11.2017, 15:58

Вы вошли как
Гость |
Группа "
Заглянувшие"
Приветствуем Вас
Гость | RSS














Дизайн сайта O-l-q-a

.
Главная
  Мой профиль   Выход

Музыкальная шкатулка






Меню сайта

Новости

Информация о сайте

Международное методическое объединение учителей музыки

Карта Созвездия

сайты учителей музыки ММОУМ

Музыкальная гостиная Владимира Синенко

Статьи, разработки, сценарии

Музыкальная шкатулка

Путеводитель по интернету

Практическое руководство

Создание музыки с помощью компьютера

Форум

Фотоальбом

Обратная связь










Категории
раздела


Музыка [47]Видео [118]
Презентации [140]Сценарии, разработки уроков [88]
Методика, планирование [76]Фонограммы песен [15]
Софт [1]Музыкальные сказки [16]
О России петь, что стремиться в храм... [12]Композитор Владимир Синенко [18]
Разработки, песни от автора
Внеклассная работа [24]Материалы для работы с особыми детьми (коррекционное обучение) [5]










Форум





















  • Новые
    комментарии





    К сожалению, пользователям, не участвующим в развитии сайта (материалы, финансовая поддержка), скачивание материалов недоступно.

    Не получается скачать фонограмму. очень нужна... пришлите на электронку пожалуйста kdk.novospasskoe@mail.ru


    Спасибо за оценку.
    Кое-что взято отсюда и для 9 Мая, а вообще у нас была немного другая композиция.











    Главная » Файлы » » Внеклассная работа [ Добавить материал ]

    РОК-МУЗЫКА: ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МОЛОДЕЖЬ
    [ Скачать с сервера (895.5Kb) · Скачать удаленно () · Скриншот ] 12.01.2013, 10:13
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение……………………………………………………………………. 3
    1. Рок-музыка и молодежь…………………………..……………….. 5
    1.1. Молодежь как социальная группа...…………………… 5
    1.2. Рок музыка, как средство самовыражения подрастающего поколения………………………………
    6
    2. Как разные аспекты рок-музыки влияют на молодежь…………. 10
    2.1. Психофизиологическое воздействие………………….. 10
    2.2. Влияние рок - культуры на ценностные ориентации подростков………………………………………………
    12
    2.3. Рок и наркотики………………………………………… 21
    2.4. Анализ информации и выводы по результатам исследования…………………………………………….
    24
    Заключение………………………………………………………………… 26
    Список литературы………………………………………………………… 28
    Приложения………………………………………………………………… 29



    Введение
    Роль музыки в культуре двадцатого века наиболее ярко проявилась после второй мировой войны. Никогда раньше потребность людей в ней не была столь острой. Музыкальные направления, стили и жанры вторгались в жизнь всех без исключения поколений, национальностей, слоёв общества. Местом проведения концертов и музыкальных спектаклей стали не только строгие рамки оперного театра или концертного зала, но и стадионы, городские площади, в которых можно было собрать десятки тысяч людей. А благодаря технике аудио- и видеозаписи общение с музыкой оказалось возможным в любых условиях.
    Музыканты ощутили тесную связь со слушателем. Для композиторов и исполнителей стало важно выражать идеи и мировоззрение своего поколения, порой конкретных политических или религиозных движений.
    Именно во второй половине двадцатого века зарождается рок музыка. Рок музыканты смогли реализовать способность своего искусства объединять людей, умело создавая у гигантской аудитории эмоциональные порывы - как созидательные, так и разрушительные.
    Рок это не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально создавался как способ самовыражения молодежи, бунт и протест, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. В рок-музыке, как в зеркале, отразились потрясения, через которые прошли послевоенные поколения молодежи - стихийные социальные выступления, движения хиппи и панков, трагедия наркомании и духовные искания…
    Рок является громкой, агрессивной, завораживающей, а также ритмичной и энергичной музыкой. Язык рока интернационален и направлен на объединение людей разного происхождения и мировоззрения. Ведущая роль в рок- музыке принадлежит психологическому и эмоциональному воздействию, исходящему порой из одного слова или звука. Огромное значение имеет влияние звуковой мощи музыки на психическое состояния слушателя: во время выступления, как правило, используется сложная звукоусиливающая аппаратура. Понятно стремление молодежи слушать и любить эту музыку – оно соответствует психофизиологическим и психологическим особенностям возраста.
    Мнение взрослого общества на рок музыку чаще всего однозначно - отрицательное. Не заметить рокового влияния рок-музыки на современную молодежь просто невозможно. В периодике, научных работах, в многочисленных выступлениях деятелей культуры и искусства все сильней звучит тревога в связи с отравлением окружающей «музыкальной атмосферы» безудержной развлекательностью, соседствующей с бездумной агрессивностью. Но так ли это, действительно ли рок музыка негативно воздействует на молодое поколение?
    Цель работы - выявить отрицательно или положительно воздействует рок музыка на современную молодежь.
    Задачи:
    1. Становление рок музыки как голос молодежи;
    2. Определить аспекты психологического, физиологического, личностно-социального воздействия рок музыки;
    3. Раскрыть тему взаимосвязи рок музыки и наркомании;
    4. Проанализировать анкеты учащихся и родителей о роли рок музыки в их жизни.
    Объект исследования – молодое поколение;
    Предмет исследования – рок музыка и ее влияние на молодежь.


    ГЛАВА 1

    Рок-музыка и молодежь

    1.1. Молодежь как социальная группа
    Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.
    Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:
    - возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
    - самоорганизация и независимость от официальных структур;
    - обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);
    - относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;
    - выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
    - атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
    В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.
    Агрессивная самодеятельность
    Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития.
    Эпатажная (фр. epater — пора­жать, удивлять) самодеятельность
    Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.).
    Альтернативная самодеятельность
    Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)
    Социальная самодеятельность
    Направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.).
    Политическая самодеятельность
    Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы.
    Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

    1.2. Рок музыка,
    как средство самовыражения подрастающего поколения
    Рок-музыка — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и тому подобные. Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во всех коллективах) составляют ритм-секцию. Однако существуют примеры использования в рок- композициях практически всех известных музыкальных инструментов. Отличительная черта классической рок-музыки — неизменный ритм, поддерживаемый ритм-секцией. Однако, уже начиная с 60-х годов ряд направлений рока использует композиции с усложнёнными структурами и ритмами. Солирующим инструментом является обычно электрогитара. Также в большинстве рок-групп присутствует вокалист. Если в начале своего развития рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармонии, то теперь отдельные её направления имеют мало общего в музыкальном отношении.
    Рок-музыка стала символом массовой молодежной культуры второй половины ХХ столетия, она повлекла за собой рождение рок – культуры, которая включила в себя не только прослушивание и исполнение рок-музыки, но и манеру говорить, одеваться, мыслить, общаться. Для молодежи рок-культура - это отражение конфликта поколений, возможность выразить протест против мировоззрения старших. Она достаточно быстро обрела свою социальную среду: сначала, в 60-х годах, хиппи, затем подростков (от тринадцати до девятнадцати лет) - «тинэйджеров». В период своего становления рок-культура выполнила функцию контркультуры, находясь в то же время в рамках «массовой культуры». В идеологии рок -культуры заложено отрицание художественного наследия, рок-фанатизм.
    Появление во второй половине 60-х годов самого музыкального жанра и термина «рок-музыка» подготовил рок – энд - ролл (рок-н-ролл): это словосочетание переводится как «качаться и вертеться.
    Новый музыкальный жанр образовался на основе синтеза эстрадной музыки и негритянского ритм – энд - блюза, (появление термина относят к 1949 году), популярность которого в Америке была чрезвычайно велика в конце 40-х годов. Ритм – энд - блюз, популярный сначала у афро - американцев, трансформировался в музыке «белых» в рок – энд - ролл. Среди его первых исполнителей и «звезд» - певец и гитарист Билл Хэли, побывавший в 1957 году в Англии и ставший пропагандистом новой музыки в Европе. Из негритянских музыкантов в 1955 году положение «звезды» рок – энд - ролла, а впоследствии и его «классика», занял Чак Берри - певец и гитарист и композитор, использовавший в своих песнях близкую «тинэйджерам» школьно-молодежную тематику. О его принадлежности к рок-энд-роллу свидетельствуют и названия ряда песен, как, например «Танцуй рок, Бетховен, расскажи о новостях Чайковскому…». Однако славу Билла Хейли и Чака Берри затмил Элвис Аарон Пресли (1935-1977), с 1956 года возглавивший «хит-парады», ставший «королем» и, даже более того - символом рок-энд-ролла.
    Рок-энд-ролл достаточно быстро завоевал Европу, особенно англоязычную. Из «белых» «звезд» ритм - энд-блюза и рок-энд-ролла кроме Билла Хели и Элвиса Пресли заметное влияние на европейских музыкантов оказал Бадди Холли (1936-1959): находясь в 1958 году на гастролях в Англии, он поразил своей манерой игры на электрогитаре и песнями «тинэйджерской» тематики, а название его ансамбля «Сверчки» оказалось близким названию в будущем знаменитому английскому ансамблю «Битлз» - «Жуки».
    Под влиянием американского рок-энд-ролла создалась его английская школа, подучившая название «британский блюз». Ведущим в этом шоу-бизнесе стал Клифф Ричард (род. 1940), певец, танцор и актер, а аккомпанирующая ему группа «Шэдоус» - одна из первых европейских групп, близких к року.
    Новую ритмичную музыку в Англии назвали «бит» или «биг – бит» («большой удар»). Крупным ее центром стал Ливерпуль, где в начале 60-х играло уже более трехсот бит-групп. Одна из них, «Битлз», к 1963 году находит свой имидж, приведший к мировому успеху, и становится началом и символом рок-музыки. В 1964 году группа впервые появилась в США, где уже была известна по грамзаписям. Таким образом, имея американские истоки, рок-музыка попала в США уже в британском варианте.
    В конце 70-х годов в рок-музыке уже образуются ее стилевые течения, определяемые как «новая волна». Отмечается и активный переход ряда групп в систему поп – бизнеса, что приводит их музыкантов как к материальному благополучию, так и к определенной профессионализации.
    Популярность рок-музыки объяснима, конечно, не только социальными причинами, «бунтом» молодых, но и, безусловно, музыкальными: она доступна для самодеятельного исполнения, несложна для восприятия, своей усиленной громкостью порождает ощущение приподнятости и единения слушателей. Как вид музыкального искусства, рок имеет свои отличительные средства выразительности. Это, прежде всего, «электрифицированный» состав - одна-две электрогитары, бас-гитара, ударные. Иногда к ним добавляются электроорган и синтезаторы, иногда - духовые. Авторами текстов и музыки выступают сами исполнители. (В 90-х годах под музыкой «рок» уже понимают только ту, что связана с вокалом). Поскольку весь ансамбль не только играет, но и поет, его стали называть «группой». У групп обычно нет руководителя, все исполнители равноправны, поэтому в отличие от академических ансамблей, указывающих количественный состав (трио, квартет, и т. п.), или джазовых (с именем руководителя, например, «Трио Билла Эванса»), группы имеют обязательное название, часто - эпатажное: «Кисс», «Нирвана», «Назарет», «Звуки Му», «Ногу свело» т.п.

    ГЛАВА 2
    Как разные аспекты рок-музыки влияют на молодежь

    2.1.Психофизиологическое воздействие рок музыки

    Известны многочисленные исследования для оценки влияния рок-музыки на молодежь. Врач Боб Ларсен из Кливленда выявил существенные изменения в организме у более чем 200 пациентов, пристрастившихся к этому жанру музыки. Он отметил, что эта музыка вызывала изменение пульса, дыхания, повышенную секрецию эндокринных желез, в частности желез, регулирующих жизненные процессы в организме. Когда мелодия поднимается — гортань сжимается, когда мелодия опускается — гортань расслабляется. Кроме того, резко возрастает число лиц с сердечно – сосудистыми заболеваниями и расстройством равновесия в организме.
    Интенсивность специального освещения и использование лазерных лучей вызывают необратимое разрушение зрения, так как в случае проникновения луча в глаз он может вызвать ожог сетчатки с образованием слепого пятна. Кроме того, короткие вспышки света, следующие одна за другой в ритме музыки, вызывают головокружение, тошноту, галлюцинаторные явления.
    Рок музыка считается очень громкой. При уровне свыше 80 децибел действие музыки вызывает неприятные ощущения, при уровне 90 децибел она становится вредной. Во время рок - концертов измерение показывает 106-108 децибел в центре зала и почти 120 децибел вблизи оркестра. Поэтому у молодых людей, слушающих эту музыку, изменение слуха наблюдается в такой степени, которая обычно характерна для людей старше 50 лет.
    По мнению многих исследователей, рок-музыка наносит своим слушателям глубокие психо - эмоциональные травмы. Вот некоторые последствия этих травм:
    1. Изменение эмоциональных реакций, вытекающих из сдерживания стремления к неконтролируемому насилию.
    2. Утрата контроля над способностью к сосредоточению.
    3. Ослабление контроля над умственной деятельностью и волей.
    4. Нервно-чувственное сверхвозбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость, истерию и даже галлюцинации.
    5. Серьезные нарушения памяти, мозговых функций и нервно-мышечной координации.
    6. Гипнотическое или каталептическое состояние, превращающее личность в подобие глупца или робота.
    7. Депрессивное состояние, доходящее до невроза и психоза, особенно при сочетании рок-музыки и наркотика.
    8. Тенденция к самоубийству и убийству усиливается при продолжительном прослушивании рок-музыки.
    9. Самоизувечивание в его различных формах, особенно на больших собраниях.
    10. Необузданные порывы к разрушению, вандализму, мятежу после концертов и фестивалей рока.
    С другой стороны, психологическое воздействие рока разнообразно, как и он сам, и как его поклонники. Одним рок-музыка дает разрядку эмоционального напряжения, яркие телесные переживания. Другим – чувство внутреннего, психологического освобождения, отключение от прозы будней. Третьим – ощущение коммуникативной легкости, слияния с группой. Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.
    Применительно к рок-музыке можно говорить об ее определенном психотерапевтическом воздействии (рок как вариант арт-терапии для подростков). Опыт показал, что такая работа оказывается эффективной и по отношению к педагогически запущенным подросткам с явно отклоняющемся поведением, которые страстно при этом увлечены рок-музыкой.
    2.2. Влияние рок - культуры на ценностные ориентации подростков

    Рок - это не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи, зеркало общества. Не нужно быть слишком уж наблюдательным человеком, чтобы заметить, что именно молодежь уделяет музыке куда больше внимания, времени и средств, чем взрослые.
    Молодые – главные посетители концертов, участники дискотек, покупатели аудио и CD. Именно к ним обращаются эстрадные звезды и популярные группы. Хотя любители молодежной музыки подчас не только активны, но и агрессивны.
    Можно выделить ряд характеристик рок - культуры, воздействующих положительно и отрицательно на молодое поколение:
    1) Рок-культура служит одним из средств общения молодых людей. Даже проживая в разных городах, любители рока устанавливают контакты – ведут переписку, обмениваются записями, совместно посещают концерты любимых групп, находя единомышленников. Периодически публикуемые списки популярности (хит-парады) демонстрируют, как происходит изменение положения популярных групп или певцов в восприятии их массовой публикой. Личное отношение к любимому музыканту подросток всегда может соотнести с реакцией на него других людей. В специальных журналах анализируются причины взлета или падения рок-звезд.
    2) Молодые люди зачастую объединяются по интересам. Наглядным тому примером могут служить фан-клубы того или иного исполнителя (рок-группы) и всевозможные неформальные молодежные объединения.
    Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров рок-музыки:
    Альтернативщики – поклонники «альтернативной» музыки, сформировавшиеся при смешении металистов, панков и рэпперов.
    Готы – поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва.
    Инди — поклонники инди-рока
    Металлисты — поклонники хэви-метал и его разновидностей.
    Рокеры — поклонники рок-н-ролла.
    Панки — поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии.
    Риветхеды — поклонники музыки в жанре индастриал.
    Эмо — поклонники эмо и пост-хардкора.
    3) У потребителей рок-культуры нередко складывается определенный поведенческий стереотип. Создается противоречивый имидж «рок-н-ролльного человека»: с одной стороны, рок-фанаты стремятся к интеллектуальному совершенствованию – чтению философской и религиозной литературы, овладению навыками игры на музыкальных инструментах и т.п. С другой – у них зачастую формируется гипертрофированная потребность в неограниченной свободе, что нередко приводит к проявлениям девиантного поведения, которое может выражаться в пьянстве, наркомании, моральной и половой распущенности, непризнании авторитетов, конфронтации с окружающими.
    Вот самые распространенные стереотипы, до сих пор встречающиеся как в зарубежных, так и в отечественных современных СМИ:
    1. Рок-музыка пропагандирует сатанизм, насилие, агрессию, сексуальную распущенность, наркоманию и т.д.;
    2. Рок-музыка негативно влияет на психику (отупляет либо сводит с ума) и на здоровье вообще;
    3. Рок-музыка однообразна, груба, лишена элементарного мелодизма, и у нее очень мало стилей;
    4. Слушатели рок-музыки агрессивны, верят в дьявола, сумасшедшие и просто неумные, ходят грязными и неопрятными.
    Прежде чем винить критиков рока в необъективности, попытаемся проследить, как же появилось такое отношение к нему. Причины кроются в самой истории развития рок-музыки и общества вообще. В 1960-х годах «дети цветов», хиппи, бунтовали против войны во Вьетнаме и действительно выступали за свободную любовь – менялась историческая и духовная парадигма западного общества. В 1970-1980-е годы многие советские рок-группы были оппозицией политическому строю СССР. В это же время в Европе панки ратовали за отрицание всего и вся, а металлисты экспериментировали с предельно жестким звучанием гитар и ударных. Такие оригинальные социальные явления нельзя было не заметить.
    Первыми на появление рок-музыки отреагировали журналисты, обратив внимание лишь на ее внешнюю атрибутивную сторону: эпатаж, протест, резкость — на то, что сильнее всего бросалось в глаза. В шестидесятых годах критиковали «битломанию», в семидесятых — панк-движение. В восьмидесятых добрались до тяжелой музыки. Ярчайший пример таких нападок — одна из первых статей о тяжелом металле «Два взгляда на хэви металл-рок», опубликованная в журнале «Ровесник» за 1986 год. В статье выражено мнение советского музыканта Криса Кельми и более авторитетного для молодежи западного музыкального критика Тима Холмса. Проведя контент-анализ данного документа, удалось установить, что в материале присутствует преимущественно эмоционально-негативная оценка, многие суждения предвзяты и субъективны по отношению к предмету. Оба автора не скупятся на такие эпитеты, как «ущербность», «символ подростковой истерии», «прекрасный ориентир для психиатра», «наиболее идиотские куплеты», «сверхскоростная глупость», «бездарные и бестолковые исполнители», «с непроходимой глупостью», «в крохотном, ущербном мире хэви металл-рока», «воспаленное сознание прыщеватого подростка» (Тим Холмс). «Нет мысли», «чепуха, пустота», «такой компонент рок-музыки, как мысль, отсутствует начисто», «для металлистов это сложно, когда есть мысль» (Крис Кельми).
    Все это родило еще больший ответный бунт рок-музыкантов и их слушателей. Такая реакция была особенно заметна среди молодежи. Мол, вы нас считаете плохими, так мы будем еще хуже: «В условиях информационного голода и общественной блокады образ металлиста мутировал в самые удивительные формы. «Металлическая» атрибутика была сплошь самодельной. А чего стоит эпопея с проклепыванием одежды (джинса, кожа и кожзам., школьная форма, ремни и даже кирзовые сапоги!), изготовлением вручную нитками вышитых «нашив» », — вспоминает в своей статье «Металлисты 80-х» Дмитрий Гурков. Так социальный, внемузыкальный фактор рок-музыки гипертрофировался, и во многом — искусственным путем, благодаря СМИ.
    Практически сразу к критике рока присоединилась церковь и ученые. И если церковь — как зарубежную, так и отечественную в основном интересовали «небогоугодные и сатанинские» тексты, то ученые обращали внимание на саму музыку. Некоторые исследования были явно претенциозными и претендующими на сенсацию в СМИ. К последним можно отнести известный эксперимент 1980-х годов о влиянии рока на растения и животных. При этом в прессе отсутствовало не только описание самого эксперимента, но и источники информации (неясно, в каком исследовательском институте, кем именно проводился эксперимент). Приводились только конечные результаты. Например, в брошюре Забродина Г. Д. и Александрова Б. А. «Рок: искусство или болезнь?» 1990 года авторы называют рок-музыку «психопатической», объясняя это тем, что она «способна довести человека до психоза», но ссылки на тех, кто это исследовал, там нет.
    На данный момент многие утверждения об отрицательном образе рок слушателя опровергнуты современными исследователями. Несколько лет назад было выявлено, что многие школьники и студенты, слушающие тяжелый металл и его экстремальные стили, такие как дэт и трэш, более успешно учатся и более устойчивы к стрессам. Опрос, проведенный среди студентов американской Национальной академии для одаренной и талантливой молодежи, показал, что «грубый и жесткий» металл занимает третье место в списке любимых стилей. Результаты исследования были представлены на конференции Британского психологического общества в Йорке в марте 2007 года.
    Вот исследование ученых на сайте BBC:
    "Ученые обнаружили зависимость интеллекта от музыкальных предпочтений. Самые низкие результаты в тестах на определение коэффициента развития интеллекта показали те, кто много лет увлекается стилем хип-хоп, а также r’n’b. Рэперов, таким образом, называют самыми «недалекими» среди всех испытуемых. Для тестов использовали как классические для определения IQ, так и традиционные тесты по школьной программе, куда был включен основополагающий общеобразовательный материал. Более высокие показатели были у их ровесников, которые предпочитают классическую и симфоническую музыку. К величайшему огорчению родителей, те дети, которым нравится тяжелая музыка и рок также — обладатели одних из самых высоких показателей уровня интеллекта".
    Не остался без внимания современных исследователей и личностный фактор — как влияет музыка на того или иного слушателя. К примеру, отечественный музыкотерапевт Владимир Элькин, наблюдая за своими пациентами, отметил, что музыка может приводить к переживанию катарсиса, вызывать у человека сильные чувства, вдохновлять его и давать силы бороться с болезнью. Но есть и противоположное катарсису явление — феномен кессона: несоответствие психологического содержания музыки и индивидуальных особенностей слушателя. Проще говоря, если музыка, вне зависимости от жанра, нравится человеку — она ему помогает, а если нет — вредит. Несмотря на новые данные, многие журналисты продолжают пользоваться информацией 1980 —начала 1990-х годов, тем самым плодя мифы о рок – культуре.
    4) В зависимости от содержания произведений рок-культура может давать установку на добро, высокие нравственные ценности, либо, напротив, формировать такие качества, как нигилизм, цинизм, потребительство. Если говорить о нравственности и безнравственности, то нельзя не упомянуть песню группы Doors («Дорс») “The end” с их дебютного альбома, ставшую причиной многочисленных общественных возмущений. Она состоит из довольно продолжительного речитатива вокалиста, в котором использована техника так называемого потока сознания на фрейдистскую тему и в котором есть такие слова как «папа, я хочу тебя убить».
    Вот отрывок из песни знаменитой группы KISS (Кисс) «God of thunder»:
    Я был воспитан демоном,
    Подготовлен к тому, чтобы править, как он.
    Я господин пустыни, современный железный человек.
    Я собираю темноту, чтобы доставить себе удовольствие.
    Я приказываю тебе: встань на колени перед богом грома, Богом рок-н-ролла».
    Или песня группы Dead Kennedys «Я убиваю детей»:
    Бог сказал, чтобы я скальпировал тебя живым.
    Я убиваю детей.
    Я люблю видеть их умирающими.
    Я убиваю детей.
    Я заставляю рыдать их матерей. Давлю их автомобилем.
    Я хочу слышать их крики, кормлю их отравленными леденцами.
    Я порчу им канун 1-го ноября.
    Смысл и идейная направленность текстов песен зачастую разнится от направления к направлению, сохраняя при этом некоторую общность. Для всех видов рока характерны отвлечённость, обращение к аллегорическим, фантастическим темам, зачастую эскапизм, патетичность, а также, для большинства поджанров, — воинственность и агрессия, культ сильной личности. Так, для дэт-метала типичны темы насилия и смерти, для дум- и готик-метала — темы печали, меланхолии и отчаяния, для блэк-метала — оккультные темы, пауэр-метал часто обращается к темам сказок и фэнтези. Трэш-метал имеет наименее отвлечённую тематику, обычно посвящённую проблемам общества, и в этом схож с панк-роком. Рок-группы самых разных жанров часто обращаются к фантастике, мифологии, литературе ужасов. Вместе с тем, немалая часть текстов рок-групп обращается к более традиционным для рок-музыки материям: личная жизнь, свобода, война. Романтизация войны и насилия делает многие рок-группы объектом критики прессы. Но, несмотря на внешнюю агрессивность, лирика рок-групп является скорее элементом стиля и имиджа, а не призывом к насилию; сами музыканты и их поклонники, как правило, относятся к таким текстам с должной иронией. Тексты металлистов менее привязаны к личности и эмоциям автора и исполнителя, чем у других рок-групп. За счёт этого они зачастую более последовательны и связны, сюжетные песни по мотивам книг и концептуальные альбомы являются обычным делом.
    Рокеры, достигшие высшей стадии взросления, борются в первую очередь за благополучие близких, за справедливость, за свободу думать и верить в то, что хочешь. Он поёт о свободе:
    «Я свободен, Словно птица в небесах...»
    КИПЕЛОВ
    О Любви:
    «Я любил и ненавидел, Но теперь душа пуста...»
    АРИЯ
    О Братстве:
    «Мы вместе! Мы вместе!...»
    АЛИСА
    О поиске своего места в жизни:
    «Куда ты идёшь столько лет Дорогой ненужных побед, Тропой неизбежных падений и слёз?..»
    МАВРИН
    О потерях, падениях, безысходности:
    «Серые стены, чёрные мысли
    Крадутся, как тень!
    Снова проблемы, снова бессмысленно
    Тающий день...»
    ANTICLONE
    О социальных и политических проблемах:
    «Когда нас убивали,
    Вы качали нефть и газ.
    Когда нас взрывали –
    Это вы так продавали нас!»
    ТАРАКАНЫ
    О любви к Родине и мужском долге:
    «С малых лет и до седин
    Живи достойно!
    Останься Воином! Во бою...»
    АНЖ
    И уверенности в правильном выборе своего пути:
    «И кто-то говорит мне, что я дьявол,
    Кто-то говорит, что я пророк.
    Но я не собираюсь спорить с вами...
    Я просто играю рок!..»
    ПИЛОТ
    5) Рок музыканты – идолы или кумиры? Неуверенно чувствующие себя в жизни подростки обладают повышенной склонностью к самоотождествлению с «сильными личностями», за коих выдают себя рок - кумиры, чей образ заполняет пустующее «сверх-я» молодого человека. Такая поведенческая установка зачастую приводит к потере индивидуально-личностной определенности. Одним из устоявшихся применительно к рок-музыке терминов является слово «идол», его часто употребляют для описания приверженности подростка своим музыкальным кумирам. Но, несмотря на почитания, все же поклонники рок-музыки с молодых лет привыкают к тому, что их «идол» – не единственный в этом мире. Подростки воспринимают объект своего обожания одновременно с мыслью о множественности и допустимости существования иных культов рок-музыки.
    6) Рок-культура служит для молодых людей своеобразным средством ухода от окружающей действительности. Она образует для них «культурную нишу», в которой можно «отсидеться до старости», укрывшись от трудностей быта и проблем повседневной жизни, или дает возможность для творческого высказывания, создания и исполнения рок-музыки. Так же она дает стимул к изучению иностранных языков. В свое время было трудно найти отечественную литературу по рок-музыке, однако подростки находили свои пути, чтобы постоянно быть в курсе последних новостей рок-музыки. Регулярно читая зарубежные музыкальные журналы, они овладевали знаниями иностранных языков. В настоящее время большая часть подростков коллекционирует зарубежную музыку, великолепно ориентируется в иностранных названиях и терминах, но при этом едва «тянет» на удовлетворительную оценку по английскому языку.
    Эпатаж и бунтарский дух рока вызывают неоднозначную реакцию – с одной стороны рок воспринимается как проявление юношеского нигилизма в рамках контркультуры, что влечет за собой резко-негативное его восприятие. С другой – за маской гротеска кроется множество внутренних смыслов, для адекватного прочтения которых необходимо обладать довольно обширными знаниями в различных областях культуры, религии и науки.

    2.3. Рок и наркотики

    Хорошо известна связь наркомании с рок-музыкой. Эта связь настолько тесна, что саморазвитие наркомании началось как общественное явление с развитием рока на Западе и с развитием сатанинской религии в США. Развитие наркоманий на Западе, прежде всего в США, открыто началось с начала 60-х годов именно вслед за развитием рок-музыки. Рок-музыка поощряет употребление наркотиков, что проявляется в текстах песен, поведении звезд-кумиров и в самой концертной атмосфере. Молодые люди воспринимают идеологию тяжелой рок музыки с неизменно сопровождающими ее атрибутами в виде наркотиков, алкоголя и агрессии, в результате чего наркотики начинают выступать как неотъемлемое и естественное содержание жизни.
    Серьезное влияние системы ценностей кумира из мира рока подталкивает молодых людей к употреблению наркотиков, поскольку кумиры часто злоупотребляют наркотиками в целях творческого вдохновенья. Композиторы рок-музыки употребляют наркотики открыто и часто, а музыкальные произведения пропагандируют их прием. Такая музыка стимулирует употребление наркотиков, и молодые люди впитывают саморазрушающий образ жизни звезд рока.
    Лечение наркомании, тем сложнее, чем глубже в подсознании находятся мотивации к их употреблению. А в случае восприятия подростком идеологии тяжелой рок музыки с неизменно сопровождающим ее атрибутами в виде наркотиков, алкоголя и агрессии, наркотики начинают выступать как неотъемлемое и естественное содержание жизни.
    Знаменитые певцы, музыканты и актеры не скрывали своих пристрастий к наркотикам, тем самым делая модными их среди поклонников, и в конце концов сами же в эту ловушку и попали. Эти люди погибли от наркотиков. Одни из них успели стать культовыми персонажами, другие только начинали становиться известными, о третьих уже не помнит никто, кроме их родственников. Но ни один из них не думал, когда впервые попробовал наркотики, что его жизнь закончится именно так. (Приложение 1)
    Одни из самых известных музыкантов и причины их смерти:
    Джими Хендрикс. 18 сентября 1970 года гениальный американский рок-музыкант Джими Хендрикс был найден мертвым в номере отеля Samarkand в Лондоне. Накануне Хендрикс принял девять таблеток снотворного. Сочетание лекарств и наркотиков оказалось для легендарного гитариста смертельным. По словам тогдашней подруги музыканта Моники Данеман, Хендриксу стало плохо, его рвало, но она боялась вызвать скорую, потому что весь номер был завален наркотиками.
    Элвис Пресли. 16 августа 1977 года, в своем роскошном поместье Грейсленд в Мемфисе, штат Теннеси, от сердечной недостаточности умер король рок-н-ролла Элвис Пресли. Врачами было установлено, что смерть была вызвана многочисленными принятыми музыкантом лекарственными препаратами, зачастую противоречащими друг другу по своему назначению.
    Курт Кобейн. 5 апреля 1994 года в своем доме в Сиэтле застрелился Курт Кобейн, лидер культовой группы Nirvana. Его тело обнаружил электрик в запертой оранжерее, рядом на столе лежало якобы прощальное письмо музыканта. В этой смерти, впрочем, до сих пор много неясных моментов. Во время вскрытия врачи обнаружили в крови Кобейна 225-240 миллиграммов героина – смертельную дозу, от которой люди обычно умирают, не успев ввести ее до конца. Одна из статей, приводившая результаты клинических исследований, так и называлась: «Мертвые не нажимают на курок». Ну а в предсмертном письме музыканта нет ни одного прямого заявления о том, что он хочет уйти из жизни. «Мне нужно немного побыть немым, чтобы вернуть себе тот энтузиазм, который я имел ребенком»; «У меня больше нет страсти, но я помню: лучше сгореть, чем раствориться» - эти строки можно трактовать по-разному. А последняя фраза “Keep going” (тут тоже нет однозначного перевода: либо «живи», либо «продолжай делать то, что делаешь»), адресованная Куртом его жене Кортни Лав, вообще вызывает у графологов сомнения в подлинности: в ней они нашли более двадцати несоответствий с почерком музыканта.
    Эми Джейд Уайнхаус. Биография 27-летней Уайнхаус, страдавшей от алкогольной и наркотической зависимости, долгое время находилась в центре публичных скандалов и судебных разбирательств. Она несколько раз представала перед судом за драки и нападения на людей, многократно задерживалась по подозрению в незаконном хранении и употреблении наркотиков. Эмми Уайнхаус умерла 23 июля 2011 года в своей квартире в Лондоне, в возрасте 27 лет. Согласно предварительным данным, Уайнхаус совершила самоубийство. По другим данным, певица умерла от передозировки наркотиков.
    Наркотики в творчестве музыкантов:
    Сущность «экспериментов» с наркотиками и алкоголем определяет фраза Ильи (Чёрта) Кнабенгофа о том, что наркотики он употреблял «по работе», то есть непосредственно для «расширения сознания» с целью стимуляции творческого процесса и поиска нестандартных музыкальных и поэтических форм. Другую причину употребления наркотиков называет Вадим Самойлов: «…причина употребления от негативизма какого-то. То есть, например, было удовлетворение от творчества, а потом что-то меняется. В нашем случае мы начали активно гастролировать, стали звездами. И вот в такие моменты жизни, если такие вещи попадаются тебе под руку, то, конечно, возникает такая иллюзия, что таким способом я могу оставаться внутри вот такой уютной для меня творческой атмосферы». Практика показала ошибочность подобных мнений, и музыканты поспешили разрушить миф о рок-герое-наркомане:
    Вадим Самойлов: «Что касается травы, то просто настолько раскодированы мозги, что что-то произвести на свет – просто нереально. Что касается более тяжелых вещей, то они занимают тебя полностью, и на творчество просто не остается места, поэтому всё что сочинено, сделано на чистую голову».
    Глеб Самойлов: «Я пробовал все наркотики. И я знаю, что я – не наркоман, и никогда не попаду под физическую зависимость от наркотиков. Потому что я понял: мои внутренние запросы гораздо больше, чем могут дать наркотики. Я хочу сказки, полёта, а ни один наркотик этого не дает».
    Константин Кинчев: «Я просто понял, что болен. Причем, видимо, неизлечимо. Наркомания – это болезнь, ее глубина – распад личности на многие составляющие. И именно исцеление нужно. И еще пришло сознание, насколько сильно я себя переоценивал. А дальше… С обращением, со слезной просьбой к Господу… Получил поддержку – и довольно. Вот, хотел сказать “легко” – нет, не легко. И не сразу. Крестился я в 1992-м, а торчать перестал в 1995-м. Но перестал».
    Для многих рок-поэтов отказ от наркотиков и алкоголя был связан с обращением к православию (К. Кинчев, Г. Самойлов, В. Бутусов). В творчестве этих музыкантов упоминание о допингах встречается крайне редко и не носит концептуальный характер. Например, в творчестве Г. Самойлова наркотики упоминаются в трех песнях («Декаданс», «Опиум для никого», «Моряк»), алкоголь в десяти песнях («Бесса мэ», «Декаданс», «Как на войне», «Молитва», «Хали Гали Кришна», «Абордаж», «Гетеросексуалист», «Моряк», «Снайпер», «Фрау его мечты»).
    Распространенное мнение общества о том, что каждый рок музыкант –наркоман далеко ошибочно и этому есть разные примеры. На данный момент на территории России проходит множество рок-фестивалей, которые пропагандируют здоровый образ жизни:
    • Шесть фестивалей "Мир Без Наркотиков" состоялось в Санкт-Петербурге . На фестивале выступал весь свет питерского и общероссийского рок-движения — группы "Разные Люди", "Бригадный Подряд", "Декабрь", "Пилот", "Ляпис Трубецкой", "Animal ДжaZ" и многие другие!
    • А в Москве прошел фестиваль под лозунгом «Русский рок – против наркотиков». Всероссийский молодежный фестиваль «Rock-set – 2011», состоявшийся 26 июня в ЦПКиО им. Горького, собрал целое созвездие молодых талантов, доказавших, что русский рок не только жив, но и прекрасно существует без наркотиков.
    2.4. Анализ информации и выводы по результатам исследования
    Для выявления положительного или отрицательного воздействия рок- музыки на молодое поколение было проведено исследование, состоящее из следующих компонентов:
    1. сбор и анализ информации из литературных и интернет - источников;
    2. составление, опрос и анализ анкет для учащихся и родителей гимназии;
    3. выводы по исследованию.
    Анализ информации из литературных и интернет – источников показал: большинство исследователей, врачей, психоаналитиков утверждают, что рок-музыка имеет пагубное влияние на здоровье человека и его моральные ценности. В книгах и журналах очень трудно найти положительное мнение о рок-музыке, все интернет-сайты переполнены недовольством рок-музыкой и её влияния на молодежь.
    Для создания объективной картины о влиянии рок-музыки на подростков было проведено анкетирование учащихся и родителей гимназии. (Приложение 2)
    Результаты анкетирования:
    1. Из опрошенных родителей, 50% относятся к рок-музыке положительно, в то время как число учащихся, не равнодушных к этому направлению, составляет 90%. На долю наших родителей приходится лишь 5% случаев отрицательного влияния рок-музыки на жизнь человека, у молодежи больше - 15%. В жизни обоих поколений было в разы больше примеров положительного влияния рока, у взрослых- 35%, у подростков-40%. (Приложение 3)
    2. Проведя анализ ответов учащихся, мы узнали, что в их жизни значит рок-музыка. Для 36%-это кумиры, идеалы, увлечения, 46% считает рок просто красивой музыкой, всего лишь для 4%-это протест против родителей/ общества, 11% не имеют никакого отношения к рок-музыке. (Приложение 4)
    3. Интересным стал и тот факт, кем стали наши родители, которые положительно относятся к рок-музыке. Все они имеют высшее образование, 50% стали офисными работниками, 25%-руководителями. Так же, 25% ответивших, слушают эту музыку на протяжении всей жизни, 10% слушали её более 7 лет, 15%- только в подростковом возрасте. 50%-не слушали никогда.( Приложения 5,6)
    4. Мы попросили опрашиваемых ответить на вопрос, считают ли они возможным творчество рок музыкантов без употребления наркотиков. 80% родителей оказалось немного оптимистичнее 75% детей, которые утверждают, что это возможно.(Приложение 3)

    Подводя итог, можно сказать, что нельзя однозначно утверждать о положительном или отрицательном влиянии рок-музыки на молодое поколение. Воздействие музыки на каждого человека отдельно разное. Все зависит от уровня его развития. Это подтверждает анализ проведенных анкет (Приложение 2). Хочется заметить, что все наши родители, которые слушали рок-музыку, получили высшее образование и заняли высокие должности. Это доказывает то, что рок-музыка может не иметь точного отрицательного влияния на человека.
    В зависимости от направления, рок-музыки и целей, которые ставят пред собой её исполнители, композиция может побудить к глубокому размышлению, или, напротив, погрузить в состояние апатии, или вызвать вспышку агрессии. Но это в ПЕРВУЮ очередь зависит от самого человека. Музыка- это важная единица самовыражения, решение человек принимает САМ.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Такое понятие, как рок-музыка, появилось очень давно. С того момента многое поменялось.…Со временем, менялись направления, техника игры, отношение к этой музыке и многое другое. Но драйв, любовь к року, каким-либо способам быть ярче других, не безразличие к проблемам и тем, кому хуже, остались неизменными.
    Хотя раньше с этим было гораздо сложнее. В 80-е, например, запрещалось посещение рок - концертов. Но рок-музыка была, есть и будет!
    Со временем всё-таки стало проще. Сейчас можно организовать концерт, и это будет совершенно естественно. Но нельзя сказать, что совершенно у всех людей изменилось отношение к этой музыке. Многие считают, что рок негативно влияет на внутренний мир, подсознание.
    Необходимо отметить неоспоримость положительного значения рок-музыки. На ней уже выросло не одно поколение и она продолжает развиваться, приобретая все больше и больше поклонников. Рок-музыка дала молодежи возможность самовыражаться и высказывать свои требования и желания. У молодежи открылось второе дыхание, она вышла из небытия. Конечно, у рока были и недостатки. Многие поклонники рок-музыки воспринимали вседозволенность рок - культуры, выражавшуюся в музыке, слишком буквально. Это и пристрастие к наркотикам, и вызывающее дерзкое поведение на улицах, и прочее. В зависимости от направления, рок-музыки и целей, которые ставят пред собой её исполнители, композиция может побудить к глубокому размышлению, или, напротив, погрузить в состояние апатии, или вызвать вспышку агрессии. Сами музыканты, ни в коем случае не призывают своих слушателей к агрессии. Они хотят помочь человеку разобраться в себе, сказать, что он не один в этом мире. О том, что нужно пытаться изменить себя, и попробовать изменить мир в лучшую сторону! Доказать всем и прежде всего себе, что ты чего-то стоишь! Нужно перестать закрывать глаза на чьи-то проблемы, боль или страх. Вот что хотят донести нам современные рок группы.
    Рок можно не любить, можно ненавидеть, но его нельзя не замечать. Следы влияния рок-музыки можно заметить везде: в моде, в поведении. Рок - сленгом пользуются уже представители не только рок культуры, но и других культур. И сегодня по телевидению, на фоне поп и рэп -музыки идут передачи, посвященные памяти рок-музыкантов, концерты рок-групп. Каждый год проходят крупнейшие фестивали рок-музыки на крупнейших стадионах Москвы и Санкт-Петербурга, на которые съезжаются поклонники рока со всей страны. И часто, в любом городе России на стенах можно увидеть надпись: «Рок – жив!». И это совершенно верно – рок жив и влияние его не забудется никогда.
    Категория: Внеклассная работа | Добавил: Sokova1 | Теги:
    Просмотров: 10033 | Загрузок: 425 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 скади   (11.03.2013 22:25)
    Большое спасибо за вашу работу, за то что поделились ею с нами, учителями. СПАСИБО. Обязательно воспользуюсь.   smile Ванцак Оксана.











    Администрация
    портала 
    рекомендует:

    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы








    Форма входа











    Поиск











    Статистика

    Сейчас в Созвездии: 1
    Заглянувших: 1
    Звездочек: 0





    Наверх 
    .
    sozvezdieoriona © 2017