Вторник
26.09.2017, 15:58

Вы вошли как
Гость |
Группа "
Заглянувшие"
Приветствуем Вас
Гость | RSS














Дизайн сайта O-l-q-a

.
Главная
  Мой профиль   Выход

Статьи, разработки, сценарии






Меню сайта

Новости

Информация о сайте

Международное методическое объединение учителей музыки

Карта Созвездия

сайты учителей музыки ММОУМ

Музыкальная гостиная Владимира Синенко

Статьи, разработки, сценарии

Музыкальная шкатулка

Путеводитель по интернету

Практическое руководство

Создание музыки с помощью компьютера

Форум

Фотоальбом

Обратная связь










Категории
раздела


Методика [30]Программы, планирование [17]
Разработки уроков [48]Сценарии [35]
Статьи [74]ФГОС [0]










Форум





















  • Новые
    комментарии





    К сожалению, пользователям, не участвующим в развитии сайта (материалы, финансовая поддержка), скачивание материалов недоступно.

    Не получается скачать фонограмму. очень нужна... пришлите на электронку пожалуйста kdk.novospasskoe@mail.ru


    Спасибо за оценку.
    Кое-что взято отсюда и для 9 Мая, а вообще у нас была немного другая композиция.








                                             


    Главная » Статьи » Методика

    Разработка и реализация структурно-функциональной модели развития музыкальных способностей каждого ученика электронно-дидактическими средств
    Разработка и реализация структурно-функциональной модели развития музыкальных способностей каждого ученика электронно-дидактическими средствами
    Введение

    В условиях современной жизни мир столкнулся с проблемой снижения уровня культуры общества. В частности, это выражается в повсеместном звучании низкопробной музыки агрессивно воздействующей на подрастающее поколение. Интеллектуальное и духовное развитие личности, прежде всего, зависит от системы образования, и предмет «Музыка» в этом процессе играет особую роль. «Музыка - одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д.Д. Шостакович.
    Анкетный опрос учащихся гимназии показал, что в большинстве случаев музыка используется детьми как фон при занятиях какой-либо другой деятельностью. Классическую музыку они не знают и не понимают. На первое место в своих предпочтениях ученики выдвигают эстрадную и рок-музыку. Проблема заключается в том, чтобы научить ребенка любить, понимать, эмоционально откликаться на музыку не только на уроке, но и привить музыкальный вкус для дальнейшей жизни.
    Развитие музыкального вкуса предполагает формирование осознанного восприятия музыки. Восприятие музыкального материала связано с развитием музыкальных способностей. Соответственно от уровня их развития зависит степень приобщения учащихся к подлинным художественным ценностям. Следовательно, в деятельности учителя музыки развитие музыкальных способностей является одним из приоритетных направлений. Достижение высокого результата в данном направлении зависит, на мой взгляд, от погружения учащихся в мир высокого музыкального искусства посредством использования современных технологий и наполнение урока новым содержанием, способным повысить эффективность и социальную значимость музыкального обучения, с опорой на личные интересы и предпочтения школьников.
    В соответствии с рекомендациями ФГОС для решения проблемы предлагается использовать интеграцию содержания музыкально-художественного образования и информационных технологий, что позволяет сформировать у школьников музыкально-художественную картину мира в комфортных, привычных для них условиях. Кроме того, для музыкально-художественного образования и, в частности, на уроках музыки, велика роль наглядности, как зрительной, так и звуковой. Информационные технологии обеспечивают широкие возможности в этом направлении, способствуют активизации деятельности учащихся и значительно повышают эффективность учебного процесса. Но, к сожалению, не всегда внедрение в учебный процесс ИКТ дает положительные результаты. Только целенаправленное, планомерное и умелое использование электронно-дидактических средств обеспечивает в сравнительно короткий срок развитие музыкальных способностей. Отслеживание результатов образовательного процесса, своевременная корректировка материалов, методов в преподавания конкретных тем уроков музыкально-художественного образования является при этом обязательным условием.
    Необходимость разрешения выявленных противоречий позволила сформулировать цель и задачи профессиональной деятельности:
    Цель: разработать и реализовать модель развития музыкальных способностей каждого ученика электронно-дидактическими средствами.
    Задачи:
    1. Изучение научно-теоретических достижений в области общих музыкальных способностей в отечественной психологической и музыкально-педагогической литературе, а так же инновационного опыта в создании и использовании электронно-дидактических средств.
    2. Разработка структурно-функциональной модели развития музыкальных способностей каждого ученика электронно–дидактическими средствами.
    3. Апробация комплекта электронно–дидактических средств для развития музыкальных способностей каждого ученика в условиях гимназии.
    4. Осуществление мониторинга музыкальных способностей учащихся гимназии.
    Ожидаемый результат:
    • Повышение интереса к урокам музыки и развитие музыкальных способностей школьников, соответственно рост качества музыкального образования.
    • Активное участие учащихся гимназии во внеурочной деятельности, конкурсах, фестивалях, олимпиадах.


    Содержание работы

    «Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
    Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
    Если ваша душа поёт, пойте!»
    Наталия Княжинская

    Задача учителя, прежде всего, состоит в том, чтобы увидеть уникальность каждой личности и развивать заложенные природой способности.
    Анализ условий образовательного пространства гимназии позволяет выделить следующие существенные черты, определяющие проектирование педагогического процесса на уроках музыки:
    МБОУ гимназия № 177 - статусное образовательное учреждение, в котором процесс образования направлен на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, на становление культуры умственного труда, навыков самообразования (самовоспитания), методов и средств научного познания. Гимназия призвана обеспечить вариативность образования: изучение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю, выбранному учащимися, организация факультативов и дополнительных курсов, в целях гуманизации образовательного процесса, в гимназии развиваются индивидуальные формы обучения, создаются кружки, клубы, студии и другие объединения учащихся.
    Кроме уроков музыки на базе гимназии музыкальное образование детей осуществляется филиалом музыкальной школы №12. Но специализированные учреждения имеют ограничения и не могут охватить всех детей.
    В связи с вышеизложенным, одним из ведущих направлений методического поиска явилась разработка и реализация структурно-функциональной модели развития музыкальных способностей каждого ученика электронно - дидактическими средствами, которая включает организационную подсистему (цель, задачи и принципы), обеспечивающую (комплект электронно-дидактических средств), оценочную (показатели и уровни развития способностей) и корректирующей (анализ результатов и определение путей решения проблем) (Рис. 1).
    На основе программы Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой «Музыка» для 1-7 классов, технологической модели музыкального образования, материалов интернет был составлен комплект электронно-дидактических средств. Комплект содержит материал, отражающий один из возможных вариантов воплощения целей, задач и принципов музыкального воспитания и обучения.
    Цель разработки комплекта электронно-дидактических средств – обеспечение условий для развития музыкальных способностей каждого ученика как дидактического единства усвоения системы знаний для развития познавательной творческой деятельности учащихся, повышения результативности труда.
    Комплект электронно-дидактических средств повышает эффективность обучения и увеличивает темп обучения.
    В комплект входят электронные ресурсы, составленные в соответствии с концепцией, содержанием и тематическим построением программы по предмету музыка (приложение 1). Реализация комплекса электронно-дидактических средств в учебный процесс не предполагает полную замену традиционных средств инновационными средствами обучения, а лишь будет являться эффективным их сочетанием.
    Предлагаемые электронно-дидактические средства могут использоваться на всех этапах урока: изложение новой темы, закрепление материала на уроке, при проверке пройденного материала, проведения физкультминутки. Также возможно применение комплекта в разных видах деятельности учащихся на уроке музыки: слушание музыки, хоровое пение, движение под музыку, музыкальное творчество, музыкально-теоретическая деятельность, музыкально-историческая деятельность, музыкально ориентированная полихудожественная деятельность.
    В комплект входят:
    • календарно-тематическое планирование уроков;
    • часть подробных конспектов уроков с применением электронно-дидактических средств;
    • фонохрестоматии (музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов для слушания музыки на уроке, сборник дополнительного песенного репертуара и фонограмм);
    • нотная хрестоматия (сборник дополнительного к программе песенного репертуара, который в электронном виде можно использовать для демонстрации на экране нот мелодии и текста песни. Репертуар подобран по разнообразной тематике: календарные праздники, песни о Родине и о семье, музыка из кинофильмов);
    • компьютерные презентации;
    • видеоролики (балеты, оперы, мюзиклы, музыкальные фильмы, выступление музыкантов. Видео о творчестве музыкантов, художников).
    • хрестоматия наглядного материала:
    1. иллюстрации, произведения изобразительного искусства;
    2.рисунки, таблицы, схемы;
    3. словарь эмоциональных состояний, словарь жанров музыки, литературы, живописи, словарь средств музыкальной выразительности;
    4. портреты композиторов, художников, писателей и поэтов.
    В комплекте электронно-дидактических представлен ряд творческих заданий для учащихся, который состоит из кроссвордов, тестов, загадок, викторин.
    Ожидаемые результаты:
    • сформированные потребности слушать лучшие образцы музыкальной культуры разных стран и времен;
    • повышение общекультурного уровня;
    • осуществление дифференциации и индивидуализации обучения;
    • приобщение учащихся не только к музыке, но и к другим видам искусства: живописи, архитектуре, литературе;
    • умение анализировать услышанное и исполненное музыкальное произведение;
    • сформированные коммуникативные умения, способствующие успешной социализации ученика.













    Рис. 1. Структурно-функциональная модель развития музыкальных способностей каждого ученика электронно - дидактическими средствами

    Внедрение комплекта электронно-дидактических средств в учебный процесс реализовывалось в течение трех лет, что позволило осуществить личностно-ориентированный подход к музыкальному образованию и воспитанию учащихся. В основе любого процесса музыкального образования должна лежать осознаваемая и регулируемая учителем система развития музыкальных способностей учащихся. Это абсолютно необходимо для правильной организации развивающего обучения, которое должно «забегать вперед развития, вести его за собой» (Л.C. Выготский). Однако успешность обучения зависит и от того, в какой мере оно опирается на уже достигнутый уровень общего и специального развития учащихся, их познавательных процессов и способностей.
    Входной анализ музыкальных способностей учащихся производился по следующим критериям: восприятие музыки (вид деятельности – слушание музыки); интонационные и ритмические способности (певческая деятельность). Он показал, что уровень развития музыкальных способностей учащихся и склонности к определенным видам музыкальной деятельности разный. Поэтому использование электронно–дидактических средств на уроке музыки должно помочь учащимся более успешно совершенствоваться, развивать себя, преодолевать недостатки, активно участвовать в разных видах деятельности на уроке музыки.
    Введение в урок ЭДС способствовало развитию восприятия музыки, индивидуально-оценочных суждений учащихся на уроке музыке, а именно:
    • активизировалось восприятие музыкальных произведений через визуальное наблюдение за процессом «разворачивания» музыки во времени (балет, опера, мюзикл, кантата);
    • фрагменты мультипликации в игровой форме разъясняли учащимся основные положения учебной темы;
    • улучшилось логическое мышление, оригинальность суждений о музыкальном произведении, осознание специфики музыкального языка, эмоциональное состояние учащихся.
    • сформировались умения и навыки музыкального самообразования: создание фонотеки, видеотеки, посещение концертов, театров, изучения музыкально-компьютерных программ.
    Учащиеся с удовольствием выполняли самостоятельные и творческие работы «Театры города Екатеринбурга», «Музыка и моя семья», «Афиша концерта классической музыки», «Сила музыки» и т.д. Увеличилось количество участников и призеров олимпиад и конкурсных заданий интеллектуально-творческой гимназической игры «Одиссея разума».
    Одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе — научить детей петь. Коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии учащихся. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечнососудистой системой, следовательно, невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье. Каждый класс - хор, вот идеал, к которому должна быть направлена деятельность учителя музыки.
    Компьютер является незаменимым помощником в вокально-хоровой работе. Это использование:
    • «минусовых» и «плюсовых» фонограмм,
    • видеоряда для лучшего восприятия вокальной музыки,
    • видео выступлений профессиональных исполнителей и самих учащихся на концертах и конкурсах;
    • нотное изображение мелодии и текста песни.
    Кроме этого компьютер позволяет создавать новые аранжировки, создавая неповторимый образ песни для каждого ученика. Результатом вокально-хоровой работы стала – поющая гимназия. Ежегодно более 400-х учащихся учувствуют в традиционных творческих мероприятиях гимназии: фестиваль «Подсолнух», фестиваль военной песни «Салют, Победа», фестиваль бардовской песни «Звонкие струны апреля», рок-фестиваль, календарные концерты.

    Традиционное выступление учащихся и педагогов
    на фестивале военной песни
    А также увеличение количества учащихся во внеклассных мероприятиях - музыкально-театральных постановках к праздникам: новый год, масленица, день защитника Отечества, Последний звонок, др. и музыкальных спектаклей «Приключение Буратино», «Выпускники 41-го года».

    Мюзикл «Буратино» - артисты ученики 4-х классов
    Стало необходимым для ребят продолжение занятий музыкой во внеурочное время. Младшие школьники занимаются в хоровых коллективах, а более старшие ребята в вокальном ансамбле «Смайл» и вокально-инструментальном ансамбле «Возрождение». Участники вокальных ансамблей являются призерами городских, областных, всероссийских и международных конкурсов.

    Призеры многих конкурсов - вокальный ансамбль «Смайл»
    Особой популярностью пользуется кружок «Гитара», где ребята не только учатся играть на гитаре, но и знакомятся с лучшими образцами бардовской песни, рок - песни, популярной песни разных лет и стран, тем самым формируя осознанное отношение к музыкальной культуре.

    Фестиваль бардовской песни в гимназии
    Для творческой работы этих коллективов и формирования музыкального вкуса учащихся был создан информационный банк:
    • комплект «плюсовых» и «минусовых» фонограмм с текстами и нотами для вокального испольного (более 300 песен)
    • комплект нот, текстов для гитарного исполнения.
    Особое место в работе с учащимися 4 - 7 классов занимает работа по созданию и защите мультимедийных проектов учащимися. Проект для уроков музыки – это средство активизации познавательной деятельности, развития творческого мышления, навыков общения в коллективе, формирование осознанного отношения к произведениям музыкального искусства. Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности разных тем музыкального искусства: творчество композиторов, музыкальные формы (увертюра, фуга, рондо и т.д.), жанры музыки: опера, рок-опера, балет, мюзикл, стили музыки: бардовская музыка, джаз, рок-н-ролл, рок, диско, французский шансон, поп-музыка, взаимосвязь музыки и других видов искусства: литература, изобразительное искусство, кино, мультипликация, цирк, танец. Итогом работы над проектом является создание мультимедийного продукта и публичная защита на уроке.
    Для успешной реализации модели развития музыкальных способностей каждого ученика средствами музыкального образования в условиях гимназии используются здоровьесберегающие технологии. В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому на уроках применяются и чередуются различные виды учебной деятельности: опрос, физкультминутки, музыкально - ритмические движения, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Использование комплекта электронно-дидактических средств способствует сохранению физического и психологического здоровья детей, активизирует их творческий потенциал, создает атмосферу поиска, радости, удовольствия, развитии детской индивидуальности и удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов.
    В заключении необходимо отметить, что задача педагога, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках и во внеурочное время помочь любому ребенку раскрыть свои способности в чём- либо, и потом направить его внимание в ту область деятельности, в которой способности ребенка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей на уроках музыки и организуя свою деятельность с помощью структурно-функциональной модели развития музыкальных способностей каждого ученика электронно – дидактическими средствами, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность


    Доказательства результативности и эффективности внедрения в практику структурно-функциональной модели развития музыкальных способностей каждого ученика электронно-дидактическими средствами

    В исследованиях в области музыкальной педагоги разработаны методики определения уровня развития музыкальной культуры учащихся, но для общеобразовательной школы они невозможны, так как предполагают экспериментальные группы и небольшой объем диагностируемых учащихся. Поэтому для массового музыкального образования в школе учителю рекомендуется использовать метод наблюдения за музыкальным развитием учащихся, метод оценивания уровня развития учащихся (высокий, средний, низкий, критический) по показателям: восприятие музыки, пение, индивидуально-оценочные суждения, творчество, осознанное отношение школьников к явлениям музыкального искусства, проявление интереса к музыкальным занятиям и к внеурочной деятельности.
    Результатом деятельности по внедрению ЭДС стало:
    • высокий уровень познавательной мотивации у большинства учащихся к изучению предмета «Музыка», что можно увидеть на основе анализа анкет учащихся;
    • анализ контрольных срезов, творческих заданий, тестов выполненных учащимися 5-7 классов за 2009-2012 г.г. показал, что применение электронно-дидактических средств на уроке музыке помогает эффективно решать педагогические и воспитательные задачи, а также повышает эффективность учебного процесса и способствует активизации деятельности учащихся;
    • мониторинг качества знаний показывает положительную динамику за последние 3 года и составляет не менее 92%. Успеваемость за этот период времени составляет 100 %.
    Для проведения качественного анализа отношений детей к различным видам работы, используемых на уроках музыки, была проведена методика неоконченных предложений (приложение 2). Цель анализа выявить эффективность применения электронно-дидактических средств в развитии музыкальных способностей учащихся на уроке музыки. Исследование проводилось на классе с литерой «А» на протяжении трех лет:

    По результатам исследования можно сказать, что на начальном этапе учащиеся отдавали предпочтение вокально-хоровой работе, но применение ЭДС, способствовало повышению уроню музыкального развития в изучении искусства через слушание музыки, музыкально-историческую деятельность, выполнение творческих и исследовательских работ.
    Результаты анализа качественного развития обученности учащихся по уровням развития учащихся (приложение 3). Критерии: высокий, средний, низкий, критический.
    • Восприятие музыки (сравнение, анализ, синтез музыкальных произведений) увеличилось количество учащихся со средним и высоким уровнем на 16%, критический уровень – 0 учащихся;
    • Пение (слуховые навыки, эмоциональная выразительность исполнения) увеличилось количество учащихся со средним и высоким уровнем на 33%, критический уровень – 0 учащихся
    • Индивидуально-оценочные суждения (умение рассуждать и анализировать творчество композиторов, музыкальные произведения, музыкально-исторические стили, оперировать терминами понятия интонации, жанра, стиля музыкальных произведений, знания об оркестрах, хорах, средства музыкальной выразительности) увеличилось количество учащихся со средним и высоким уровнем на 28%, критический уровень – 0 учащихся;
    • Творческая деятельность (викторины, кроссворды, написание рассказа по прослушанному произведению, работа в группах, составление музыкальных ребусов, проектная деятельность) увеличилось количество учащихся со средним и высоким уровнем на 27%, критический уровень – 0 учащихся;
    Таким образом, можно сделать вывод, качество обучения повысилось, особенно по показателям: восприятие музыки, пение, индивидуально - оценочные суждения. Это подтверждает эффективность использования ЭДС на уроках музыки для развития музыкальных способностей учащихся и как следствие приводит к повышению уровня качества обученности учащихся на уроке музыки в разных видах деятельности и формирования музыкальной культуры детей.
    Использование информационно-компьютерных технологий способствовало активизации учащихся в участии интеллектуальной деятельности гимназии: конкурсных заданиях по искусству «Одиссеи разума», гимназических олимпиадах. Количество участников возросло на 27%. Увеличилось количество участников и призеров районных олимпиад.
    Ежегодно большая часть учащихся принимает активное участие в творческом фестивале «Подсолнух» и фестивале военной песни к празднику День Победы, фестиваль бардовской песни, рок-фестиваль.
    Количество учащихся 5-8 классов, принимавших участие в интеллектуально-творческих мероприятиях гимназии.

    Хорошим показателем развития музыкальных способностей может служить увеличение количества учащихся занятых в вокально-хоровых кружках.
    2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013
    Хор
    2 классов 17 25 32 58
    Хор
    3 классов 20 22 30 37
    Хор
    4 классов 18 24 28 30
    Ансамбль «Смайл» 10 12 12 13
    Уровень исполнительского мастерства вокального ансамбля достаточно высок, о чем свидетельствуют дипломы конкурсов и фестивалей (приложение 4).


    Список литературы
    1. Сборник нормативных документов. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]: офиц. текст. – М. : Дрофа, 2004. – 56 с.
    2. Сборник нормативных документов. Искусство [Текст]: офиц. текст. –
    М .: Дрофа, 2004. – 63 с.
    3. Айдарова, И.Р. Компьютерная музыка в российской образовательной практике [Текст] / И.Р. Айдаров // Музыка в школе. – 2006. – № 1. – с. 23-26.
    4. Бороздин, А.О. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе [Текст] / А.О. Бороздин // Музыка в школе. – 2006. № 1. – С. 27–31.
    5. Буторина, Н.И. Современные информационные технологии в преподавании дисциплины «История зарубежной и русской музыки [Текст] / Н.И. Буторина // Теория и практика применения информационных технологий в искусстве, культуре и музыкальном образовании / сб. материалов Международной Интернет – конференции. – Екатеринбург: РГППУ, 2006. С. 14
    6. Буторина, Н.И. Электронная презентация как дидактическое средство: программное обеспечение, структура, содержание, стадии разработки [Текст] / Н.И. Буторина // Теория и практика применения информационных технологий в искусстве, культуре и музыкальном образовании / сб. материалов Международной Интернет - конференции. – Екатеринбург: РГППУ, 2008. С. 182 – 189.
    7. Буторина, Н.И. Электронная презентация как дидактическое средство на уроках истории музыкального искусства в 8 классе общеобразовательной школы: результаты исследования [Текст] / Н.И. Буторина. // Теория и практика применения информационных технологий в искусстве, культуре и музыкальном образовании / сб. материалов Международной Интернет-конференции. – Екатеринбург: РГППУ, 2008. С. 89 – 93.
    8. Затямина, Т. Компьютерные технологии на уроке музыки [Текст] / Т. Затямина // Искусство в школе. – 2006. – № 5. – C. 41 – 43.
    9. Красильников, И.М. Компьютер - помощник в музыкальном творчестве школьников [Текст] / И.М. Красильников // Современное эстетическое образование и воспитание: проблемы, опыт, перспективы : сб. науч. ст. / Ин-т художеств. образования Рос. акад. образования, Арзамас. гос. пед. ин-т им. А.П. Гайдара – М. ; Арзамас : АГПИ, 2004. – С. 115 – 120.
    10. Красильников, И.М. Содержание и методы обучения музицированию на компьютере в общеобразовательной школе [Текст] / И.М. Красильников // Музыка в школе. – 2003. – № 1. – С. 58 – 63.
    11. Красильников, И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании: проблемы педагогики электрон. музык. творчества: [учеб. пособие для преподавателей музыки в системе общ., спец. и доп. образования] / И.М. Красильников. – М.: Искусство в шк., 2002. – 92 с. – Библиогр.: с. 90 – 91.
    12. Мелик - Пашаев А. О состоянии и возможностях художественного образования [Текст] / А.О. Мелик-Пашаев. Искусство в школе – 2008 – №1.
    13. Оконь, В. Процесс обучения [Текст] / В. Оконь – М. : Учпедгиз,
    1962. – 171 с.
    14. Тараева, Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга: Стратегии и методики [Текст] / Г.В. Тараева. – М. : Издательский дом «Классика-ХХI», 2007. – 132 с.
    15. Тараева, Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации [Текст] / Г.В. Тараева. – М. : Издательский дом «Классика-ХХI», 2007. – 120 с.
    16. Тураев, Р.Р. Роль и место электронно-дидактических средств обучения в структуре учебного процесса / Р.Р. Тураев //: Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия. / Сб. научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы XXVII Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. А.Г. Козловой, В.Г. Маралова, М.С. Гавриловой, И.О. Буденной – СПб.: 67 гимназия. Verba Magistri, 2006. – С. 402-404.
    17. Школяр, Л.В., Красильникова, М.С. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова – М. : Академия, 2004. – 333 с.
    Категория: Методика | Добавил: Sokova1 (12.01.2013) | Автор: Сокова Елена Юрьевна E
    Просмотров: 1959 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]










    Администрация
    портала 
    рекомендует:

    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы








    Форма входа











    Поиск











    Статистика

    Сейчас в Созвездии: 1
    Заглянувших: 1
    Звездочек: 0





    Наверх 
    .
    sozvezdieoriona © 2017