Среда
22.11.2017, 16:02

Вы вошли как
Гость |
Группа "
Заглянувшие"
Приветствуем Вас
Гость | RSS














Дизайн сайта O-l-q-a

.
Главная
  Мой профиль   Выход

Статьи, разработки, сценарии






Меню сайта

Новости

Информация о сайте

Международное методическое объединение учителей музыки

Карта Созвездия

сайты учителей музыки ММОУМ

Музыкальная гостиная Владимира Синенко

Статьи, разработки, сценарии

Музыкальная шкатулка

Путеводитель по интернету

Практическое руководство

Создание музыки с помощью компьютера

Форум

Фотоальбом

Обратная связь










Категории
раздела


Методика [30]Программы, планирование [17]
Разработки уроков [48]Сценарии [35]
Статьи [74]ФГОС [0]










Форум





















  • Новые
    комментарии





    К сожалению, пользователям, не участвующим в развитии сайта (материалы, финансовая поддержка), скачивание материалов недоступно.

    Не получается скачать фонограмму. очень нужна... пришлите на электронку пожалуйста kdk.novospasskoe@mail.ru


    Спасибо за оценку.
    Кое-что взято отсюда и для 9 Мая, а вообще у нас была немного другая композиция.








                                             


    Главная » Статьи » Статьи

    Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
    Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

    Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических заболеваний.
    • Здоровьесберегающие технологии – это все те
    • психолого-педагогические технологии, программы, методы,
    • которые направлены на воспитание у учащихся культуры
    • здоровья, личностных качеств, способствующих его
    • сохранению и укреплению. ( Н. К. Смирнов)

    • Цель здоровьесберегающих технологий:
    – отдых центральной нервной системы
    – профилактика утомления, нарушения осанки,
    – зрения.
    • Задачи:
    • обеспечить высокую работоспособность
    • на протяжении всего времени учебных
    • занятий;
    • отодвинуть утомление и избежать
    • переутомления.

    • Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках я использую музыкотерапию, логоритмику, ритмотерапию, улыбкотерапию и др.

    Музыкотерапия
    - это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.

    Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.
    Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.
    Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека с каким - то событием, вызывает определенные эмоции.
    Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.
    Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.
    Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
    Фрагмент урока
    Учитель: Давайте вспомним нашу песенку О. Юдахиной «Дождик» - исполним её, но сначала распоёмся.
    Распевка: «Петь приятно и удобно».
    ( повторение правил пения сидя и стоя)
    (при исполнении распевки дети поют 1-й куплет сидя, а 2-й куплет - встают на модуляцию исполняемого сопровождения на один тон выше!!!)
    1.Если хочешь сидя петь –
    Не садись ты как медведь.
    Спинку выпрями скорей,
    Ноги в пол упри смелей!
    Припев: Раз - вдох, и запел,
    Птицей звук полетел.
    Руки, плечи - всё свободно-
    Петь приятно и удобно!
    2.Если хочешь стоя петь –
    Головою не вертеть.
    Встань красиво - подтянись
    И спокойно – улыбнись!
    Исполняем песенку О. Юдахиной «Дождик» - очень эмоционально, с движениями.

    Логоритмическая гимнастика

    – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
    Фрагмент урока
    Слушание: Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
    Учитель: Похоже ли утро Э. Грига на ваше утро?
    (Дети высказывают свои суждения в свободной форме. Важно, чтобы они строили свои рассуждения доказательно, опираясь на звучание музыки).
    Учитель: Не правда ли, о музыке говорить очень трудно? Чтобы человек научился говорить о музыке, есть специальные слова. И некоторые из них вы уже знаете. Если мы будем говорить о музыке её же языком, то она станет приятнее и ближе. Сейчас мы ещё раз послушаем «Утро» Э. Грига, я попрошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, следуя за движением главной мысли произведения. Слушаем стоя!
    «Слушаем стоя» - приём «слушания рукой» или «визуализация» - элементы пластического интонирования на уроках музыки.
    (Дети «рисуют» рукой движение музыки)

    Ритмотерапия

    Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
    Я гуляю по дорожке (шаги на месте)
    А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте)
    Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика»)
    Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком)
    Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
    Там с ним будет все в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»)
    (выполняем под музыку)

    Потребность в проведении РИТМОТЕРАПИИ возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливаю специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучиваю.
    Для получения наибольшей эффективности включаю эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.

    Фольклорная арт-терапия
    Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой , движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

    Улыбкотерапия

    Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
    Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.
    заключение
     Современная школа должна всеми возможными способами помочь обществу решать эти проблемы.
     Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.
     В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средство реализации здоровье сберегающих технологий.
     Необходимо объединить усилия медиков и педагогов.

    Литература
    Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО»,2004г.
    Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, – 2000 г.
    Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3.
    Т.А.Замятина «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие -М., Изд-во «Глобус»-2010г.
    Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,1988г.
    Категория: Статьи | Добавил: училка (18.02.2013) | Автор: Леонова Олеся Витальевна E
    Просмотров: 3620 | Рейтинг: 4.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]










    Администрация
    портала 
    рекомендует:

    My-shop.ru - Магазин учебной и деловой литературы








    Форма входа











    Поиск











    Статистика

    Сейчас в Созвездии: 1
    Заглянувших: 1
    Звездочек: 0





    Наверх 
    .
    sozvezdieoriona © 2017